После «собора»
Помпезное собрание под названием «XVI Всемирный Русский Народный Собор», состоявшееся на минувшей неделе, живо напомнило автору приснопамятные съезды КПСС эпохи позднего Брежнева. Интересно, в какую кругленькую сумму обошлось нищим налогоплательщикам это драгоценное патриотическое мероприятие… Особенно на фоне острой нехватки средств детским хосписам в глухой российской провинции. Или —бесчисленных русских кладбищ и погостов, опоганенных за десятилетия советской власти.
Гремящие медные фразы, напыщенные словеса, самоубаюкивание фиктивным государственным величием, удивительная неспособность к трезвой самооценке и честной правде о событиях ХХ века, который Россия, по меткому выражению Александра Солженицына, проиграла, лирические воспевания «трудовых и ратных подвигов народа» — стилистически всё это в полной мере соответствовало духу всесоюзных мероприятий ЦК КПСС. Не хватало лишь знатных механизаторов, веселых доярок и мужественных сталеваров, которые бы с высокой московской трибуны засвидетельствовали «соборянам» неприступность «исторических рубежей» современной России для многочисленных внутренних и внешних врагов.
И ведь все выступавшие на этом псевдособоре по молчаливому требованию власти либо искренне верили в произносимые речи, либо делали искусно-верообразный вид, за которым ничего не скрывалось кроме цинично-равнодушного отношения к происходившему мероприятию. Как тут не вспомнить здравые рассуждения русского зарубежного философа:
«Когда нужно, советский человек легко и свободно говорит на политические темы. На любые случаи жизни у него заготовлено бесчисленное множество словечек, штампов, цитат из речей вождей; и все это он применяет, кстати, бойко и с величайшей уверенностью. У него в высшей степени развит талант забвения вчерашнего дня и смены своих фиктивных убеждений по команде. Никогда не коснется он по ошибке ни одного из многочисленных советских табу. Всегда сумеет поддержать разговор на любую тему: возмутиться вредительством, одобрительно отозваться о качествах партийного руководителя, сочувственно отнестись к поощрению индивидуального огородничества, сурово осудить разбазаривание колхозного имущества, загореться гневом, слушая о фашистских зверствах. Случись, он и перед американской делегацией лицом в грязь не ударит и в самой наивной и непосредственной форме выразит гордость успехами Красной армии и убеждение в обреченности германского фашизма. Свои настоящие чувства он прячет так глубоко, что подчас даже и сам их не знает. Свою роль рядового советского труженика он играет так виртуозно, что и сам не всегда различает, что в нем привычная, годами исполняемая роль, а что он сам, его подлинная душа, его подлинное лицо».
Советская традиция лицемерить, скрывать своё подлинное лицо и поклоняться любой государственной власти — независимо от её смысла и сути — оказалась неистребимой.
( Collapse )
Они были готовы делать всё что угодно и совершать любые преступления. Они щедро отдавали свои навыки и таланты ради собственной безопасности и сытого места в номенклатуре.
Утешением и самооправданием служила «любовь к родине».
Детей циников окончательно развратила брежневщина.
Именно поэтому никто из партийно-комсомольских работников и офицеров госбезопасности не бросился умирать за Советский Союз в 1991 году. Но зато с какой радостью кинулся делить то, что от него осталось.
Плоды этой делёжки мы пожинаем до сих пор.
Однако глубокая трагедия заключается совсем не в том, что кто-то из представителей бывшей советской элиты что-то украл через залоговые аукционы или воспользовался начальственными привилегиями в ходе «жульнической» приватизации.
Трагедия была в другом.
Евгений Шварц — талантливый сказочник, православный еврей и участник корниловского Ледяного похода — написал в 1944 году в эвакуации гениальную пьесу «Дракон». В ней автор откровенно поведал, что оставят после себя ленинцы-сталинцы одинокому герою-воину, который, рискнув жизнью, попытается убить коллективного звероящера: «Оставляю тебе прожженные души, дырявые души, мертвые души».
По иронии судьбы придумал драматург-первопоходник эти жуткие и честные слова в городе под названием Сталинабад.
Ленинско-сталинского государства уже более двадцати лет нет.
А традиция профессионального лицемерия жива и процветает.
И видимо потребуются долгие годы и огромная культурно-просветительская, воспитательная работа, чтобы это дьявольское властопоклонничество в России преодолеть. Если, конечно, найдутся те, кто отважится взять на себя это непосильное бремя.
Участники московского «Собора» громко вещали о патриотизме.
Но под патриотизмом понималось не откровенное размышление о наших собственных грехах и пороках, включая, в первую очередь, богоборческую и душеразрушительную советчину. А — самопрославление. Себялюбие. Пропаганда государственного величия. Борьба с врагами. Психология осажденной крепости. «Мы самые богоносные и великие. Весь мир против нас».
И всё это — вместо марксизма-сталинизма. На замену и потребу.
Такой приуготовленный нам «патриотизм» обезличивает гражданина.
Он требует от современного молодого человека готовности мгновенно стать удобрением ради любых псевдоимперских авантюр по собиранию растраченных номенклатурой земель и неуёмных амбиций, не подлежащих ныне никакому общественному контролю.
Подлинный же патриотизм заключается не в искусственном возбуждении эмоций, не в организации массовых кампаний по обожанию пусть значимых, нодревних побед, тем более побед сталинского Молоха, а в следовании сегодня простым и здравым принципам.
1. Преодоление большевизма (осуждение преступлений большевиков на государственном уровне, восстановление исторической топонимии, просветительская деятельность, увековечивание памяти жертв советской власти и социального расизма).
2. Сбережение народа Российского. Максимальное поощрение частной инициативы, хозяйственной самостоятельности и повышение народного благосостояния путем экономического раскрепощения общества. Неприкосновенность бизнеса и собственности. Прекращение кичливых и расточительных государственных проектов при нашей нынешней бедности.
3. Жёсткое разграничение властей — судебной, законодательной и исполнительной — и соблюдение действующей Конституции, пока нет другой.
4. Прекращение чиновного произвола, воровства, вранья и цинизма, регулярная сменяемость чиновников всех уровней.
5. Восстановление правоприменительной практики в полном объёме, без всякой избирательности.
6. Решение проблем миграции и иммиграции.
7. Первоочередное попечение о корпусе учителей средних школ в Российской Федерации, средней и высшей школе, сохранение и развитие Академии Наук и академических институтов.
России нужна популяризация аскезы как нормы обычного поведения.
Нельзя жить напоказ богато, тем более кичиться достатком в нищей стране — ни власти, ни чиновникам, ни Церкви.
Богато-циничные иерархи и клирики России не нужны — нужны другие. Сострадательные к пастве, добрые к людям, образованные и несущие бремя социального служения. Церковь не должна быть ни с властью, ни с народом, ни с государством.
Только со Христом.
Ибо и власть, и народ, и государство имеют способность от Христа отшатываться и попирать Его.
Вот такая политика станет подлинным патриотизмом. О ней нужно заявлять на любых форумах, собраниях и соборах.
Однако вместо неё под видом «патриотизма» нам предлагают гордиться отсутствующим государственным величием и давними историческими событиями, перемешивая юбилей войны 1812 года с юбилеем Сталинградской битвы.
Нелепо, неумно и фальшиво.
Особенно если вспомнить, что в сталинградском «котле» зимой 1942/43 годов от пятой части до четверти (!) окруженных военнослужащих противника составляли граждане Советского Союза.
Чем больше «Всемирные Соборы» с подачи власти будут предлагать обществу очередную идеологическую жвачку вместо решения острых и болезненных проблем, тем более остро и актуально будет звучать в обществе запрос на патриотические политические мероприятия действенные, практические — отвечающие и исторической трагедии России в ХХ веке, и тому нынешнему печальному состоянию, к которому привела страну эта трагедия.