Поделиться:
8 мая 2013 00:00

Зеленый крокодил как символ современного «экстремизма»

Почти свершилось. 

Госдума приняла в первом чтении поправки, ужесточающие наказание за пропаганду и демонстрацию экстремистской символики. Лиц, уличенных в использовании таковой, ожидает ощутимое наказание: от штрафа в размере одной-двух тысяч (рублей) до исконно родных пятнадцати суток. Незабвенная фраза Сурового Милиционера «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать?» обретает бессмертие. Жизнь обгоняет мечту. 

Поразительно, насколько сегодня понятна анатомия Февраля.

Период от осени 1915-го до зимы 1917-го. По времени — всего ничего. 

Каждый смятённый ход власти ухудшал её политическое положение. Он не приносил эффекта, а лишь повышал градус общественного раздражения. Итог — полная изоляция русской исторической власти накануне Февраля, причем изоляция не только пассивного кабинета князя Николая Голицына, но и лично императора с императрицей. 

Беда заключалась не только в том, что те или иные действия (поступки, решения, меры, шаги) выглядели глупыми или немощными. А в том, что совершавшейся глупости власть категорически не чувствовала, не видела и не хотела видеть. Она застыла в своем упрямстве, совершенно неуместном в несамодержавной стране. Россия образца 1916 года уже десять лет как не была самодержавной монархией: ни с юридической точки зрения, ни с точки зрения социальной психологии. Можно бесконечно дискутировать о пользе или вредоносности такой трансформации, но нельзя её игнорировать. И, строго говоря, спустя сто лет после катастрофы не имеет существенного значения вопрос о том, какие причины обусловили это погибельное упрямство. 

О больном милюковском доктринёрстве здесь не пишу — отдельный сюжет. Хотя вопрос о том, как в критической исторической ситуации власть из рук «коллективного Милюкова» попадает в руки «коллективного Удальцова», совсем не праздный. 

Давайте посмотрим, послужит ли принятый законопроект всеобщему умиротворению и всенародному обожанию. 

Последствия очевидны.

Реакцию экстремистов нетрудно предугадать. 

Экстремисты будут недовольны. 

Запретный плод сладок и их ряды начнут пополняться. 

Collapse )

Возрастет спрос на соответствующие футболки (майки, значки, плакаты, транспаранты). Любому слогану будут придумывать политический подтекст. Всё это напоминает диалог из старой пьесы между чекистом и диссидентом: « — Мы даже Салтыкова-Щедрина отправляем на экспертизу. — Салытков-Щедрин тоже антисоветчина? — Нет. Но возможны расширительные толкования». 

Многим захочется подразнить власть. Тем более, как сообщают социологи, примерно 65 % участников массовых оппозиционных демонстраций составляют молодые люди в возрасте до 35 лет. 

Всё повторяется. 

За двадцать минувшим лет общество стало другим. Поэтому попытка регламентировать значки или футболки лишь усилит протест. 

Чтобы молодые люди не использовали «экстремистскую символику» у них необходимо воспитывать вкус, а не грозить им с думской трибуны пятнадцатью сутками. Правда, ничего нельзя воспитать, если воспитатели до предела циничны. Неужели до сих непонятно, что крушение Советского Союза произошло за двадцать лет до его территориального распада? Именно в брежневскую эпоху властный цинизм стал очевидным. 

Понятие «экстремизм» — безгранично как сфера услуг, не говоря уже о символике. Вот, например, Корней Чуковский в полезной сказке «Мойдодыр» создал бессмертный образ Крокодила. Он «с Тотошей и Кокошей по аллее проходил». И боролся в Петрограде за чистоту.

Несколько лет назад противники предыдущего петербургского губернатора творчески истолковали бессмертное произведение Чуковского. И на протестные акции взрослые (и не очень) люди стали приносить с собой крокодилов. Резиновых, разумеется. И храбро грозили ими Смольному. 

Как отреагировала губернаторская власть?

По уму — следовало бы ответить рассерженным горожанам чем-то таким же. Например, присылать на оппозиционные акции актеров в костюмах петербургских дворников. 

Представим: они выходят в картузах на голове. 

С начищенными бляхами на фартуках. 

С демонстративными мётлами наперевес. Все в бородах. 

И молча подметают периметр митинговой площадки. 

…Всяко остроумнее, чем явление оппозиции бойцов спецподразделений или замученных своими окладами милиционеров. 

А затем 30–40 дворников могли бы исполнить журналистам песню. 

Вместо этого творческого решения из Смольного последовал приказ: брать людей с крокодилами. Всех. 

Знакомого забрали с надувным крокодилом на Невском проспекте. Он его нес в подарок маленькой девочке. Короче, вскоре с крокодилом стало просто не выйти на улицу. Потом кампания по борьбе с крокодилоносителями закончилась столь же неожиданно, как и началась. 

Так вот и спрашивается: крокодил надувной, резиновый… 

Тоже символ экстремизма? 

Или вот. Человек носит на руке большую татуировку в виде черепа.

Адамовой головы.

Здоровая такая черепушка. Скалится в свое удовольствие. 

Сами понимаете — возможны всякие толкования. Друг старикашки Флинта, например. Хотя счастливый обладатель такой забавной татуировки невинно заявит, что сей качественный знак на его мускулистой руке — это совсем не то, про что читатель сразу подумал. А всего лишь эмблема 17-го Донского казачьего генерала Якова Петровича Бакланова полка. Аминь.

Поэтому: то ли ему рукава теперь не засучивать в присутственных местах, то ли черепушку извести. Но она сделана на совесть. Можно сказать, на века. Кроме того, носитель черепа может оказаться весьма брутальным персонажем. Таких крупных размеров. И хотелось бы посмотреть на того, кто скажет ему: «Слышь, мужик, откажись от черепа. А то на экстремиста смахиваешь. Или на улицу не выходи». 

А если он в баню пойдет?.. 

Резюме: многочисленные малые войны с участием экстремистов всех видов, мастей и разливов — подлинных, мнимых и мнимых, рвущихся стать подлинными — теперь неизбежны. Если вас долго и занудно будут призывать не думать об обезьяне, через короткое время она овладеет вашим сознанием. Такая уж у них натура. 

Предполагается, что думцы законодательно закрепят понятие «символика экстремистской организации». Неплохо бы, конечно, чтобы в этот длинный перечень попала и коммунистическая символика. 

Но: не дождемся. 

Предполагается создать и некий банк данных запрещенной символики и атрибутики. Формирование банка данных, по официальной версии, мотивируется необходимостью борьбой с злоупотреблениями при применении закона. То есть думцы заранее допускают, что злоупотребления вполне возможны. И они будут лишь повышать градус общественного раздражения, обострять взаимную нетерпимость и способствовать расширению рядов всевозможных экстремистов. 

Ведь при желании экстремистом можно объявить любого несогласного с чем угодно. Например, чуковского Крокодила. 

Во-первых, он зелёный. 

А во-вторых, у него зубы большие.