Поделиться:
11 марта 2013 00:00

95 назад начался поход Яссы — Дон

Завет священный исполняя
Того, чей глас давно умолк,
Идет, Россию избавляя,
Вперед Дроздовский славный полк.

95 лет назад, 26 февраля 1918 года из румынского города Яссы вышли первые эшелоны с добровольцами отряда полковника М. Г. Дроздовского. Их путь лежал с развалившегося фронта Великой войны в охваченную пламенем смуты Россию.

4 марта чины отряда сосредоточились в бессарабском городе Дубоссары, утром 7 марта в походном порядке двинулись на восток. Так начался легендарный поход Яссы — Дон, известный также, как поход Дроздовского полка, или Дроздовский поход. Он продлился два месяца, в течение которых добровольцы прошли 1200 км, чтобы 25 апреля 1918 года, в первый день Светлой Седмицы, под звон колоколов и возгласы «Христос Воскресе!» торжественно вступить в освобожденную от большевиков столицу донских казаков, Новочеркасск.

На следующий день 26 апреля полковник М. Г. Дроздовский обратился к чинам своего отряда с вдохновенным призывом: «Только смелость и твердая воля творят великие дела. Будем же и впредь в грядущей борьбе ставить себе смело высокие цели, стремиться к достижению их с железным упорством, предпочитая славную гибель позорному отказу от борьбы». Эти слова стал символом веры для всех чинов Дроздовской дивизии, принявшей участие во Втором Кубанском Походе и в боях за освобождение Северного Кавказа, и после смерти М. Г. Дроздовского, во всех боях и операциях ВСЮР и Русской армии — в наступлении на Москву, на Перекопе, в Хорлах — «дрозды» провляли чудеса бесстрашия, к вящей славе полка и его шефа — славного воина Михаила.

Гражданская война в России есть поистине небывалая, ибо на ее полях тайна беззакония, в течение 2000 лет свершавшаяся за кулисами мировой истории, впервые явила себя открыто. Гражданская, или, правильнее, Русско-советская война — это часть Великой Отечественной войны 1914 года, в которую Россия вступила во исполнение возложенного на нее Богом предназначения быть светочем веры Христовой. В 1918 году Русское воинство, предызбранное Господом как образ Воинства Небеснаго, сохранившее верность присяге и лозунгу «За веру!», столкнулсь в смертельной схватке с полчищами сатаны.

Русско-советская война есть образ апокалиптической брани, описанной в Откровении Святого Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю и ангелы его низвержени с ним» (Откровение, 13, 7-9).

Победитель диавола, Святой Архистратиг Михаил почитается как небесный покровитель всех бойцов за Веру, Царя и Отечество. Провидению было угодно, чтобы создателем Добровольческой Армии был генерал Михаил Васильевич Алексеев, а создателями и первыми командирами Дроздовских частей — полковник Михаил Гордеевич Дроздовский, полковник Михаил Кузьмич Войналович и полковник Михаил Антонович Жебрак-Русакевич. Все трое полегли смертию храбрых: М. К. Войналович — в Ростовском бою 22 апреля 1918 года, М. А. Жебрак-Русакевич — 23 июня в бою под Белой Глиной во время 2 Кубанского похода, М. Г. Дроздовский — 1 января 1919 года от ран, полученных в бою под Ставрополем 31 октября 1918 года. Отец Добровольческой армии генерал от инфантерии М. В. Алексеев мирно почил 25 сентября 1918 г. в Екатеринодаре. Души их во благих водворятся, и память их в род и род.

Равные по воинской доблести 1-й Кубанский поход и Дроздовский поход имеют разный духовный смысл. Добровольческая армия покинула Дон, не имея достаточно сил для отпора красным и не зная точной цели своего пути. Поставленная задача — взятие Екатеринодара — не была решена, и, несмотря на воистину голгофский подвиг самопожертвования, армия была вынуждена вернуться на исходные позиции, потеряв двух военачальников — полковника М. О. Неженцева и генерала Л. Г. Корнилова.

Извилистый пунктир, которым отмечены скитания Добрармии — последнего оплота Святой Руси, символа величия и несгибаемости русского духа — прообразует собой скитания русской эмиграции, не знающей путей и сроков своего странствия, но твердой в своем служении предтечи русского воскресения. Дроздовский полк точно знал поставленные пред ним цели и задачи и добился их осуществления. Бросок дроздовцев через залитые мглою смуты пространства подобен полету стрелы, точно пущенной в цель или удару молнии, рассекающей тьму. Победоносное окончание Дроздовского похода совпало со Светлым Праздником Воскресения Христова, знаменующими победу над смертью и открытие врат Царствия Небеснаго для грядущих тернистым путем самоотречения во имя Высшей Любви. Поход Отряда Дроздовского прообразует для нас возвращение всех русских людей в рассеянии сущих в подъяремное Отечество для последнего — победного — похода Белой Армии во имя возрождения Великой Единой Неделимой России.

На фото: чины Дроздовской дивизии на огневой позиции.