Поделиться:
1 июня 2018 16:12

Для меня мерило истории – человек

Кирилл Михайлович Александров – историк по образованию, уже в школе определился со сферой своих интересов: еще в 1989 он окончил школу, отучившись в первом специализированном историческом классе Ленинграда, которым руководил замечательный краевед, московский и ленинградский историк Густав Александрович Богуславский. Проработав год в одном из ленинградских архивов в должности хранителя фондов, Кирилл Михайлович в 1990 году поступил на исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института (впоследствии – факультет социальных наук Российского государственного педагогического университета) им. А. И. Герцена. После университета он окончил аспирантуру в Университете экономики и финансов по кафедре «История России и зарубежных стран», кандидатскую диссертацию защитил в 2002 году. С тех пор занимается историческими исследованиями. Кирилл Александров – автор примерно четырехсот публикаций по военной и социальной истории Отечества, преимущественно первой половины ХХ века – от вступления на престол императора Николая II и до смерти И.В. Сталина (1894–1953). С 2005 года работает старшим научным сотрудником энциклопедического отдела Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета, в 2011-2015 годах – докторант-соискатель Санкт-Петербургского Института истории РАН. В течение последних 15 лет является автором цикла исторических программ на радио «Град Петров».

Общая тема встреч, которые прошли в Воронеже – «Актуальные темы и проблемные вопросы XX века». Об этом периоде говорить все еще очень трудно. У каждого из нас в семье найдутся родственники – те, кого раскулачивали, и те, кто раскулачивал; те, кого расстреливали по политическим статьям, и те, кто приводил этот приговор в исполнение. О Великой Отечественной войне говорить сейчас принято только в идеологическом ключе, доводя эту тему до фанатизма, за которым невозможно увидеть правду и личность отдельно взятого человека. А о Великой (Первой мировой) войне мы знаем еще меньше. Эта тема забыта по многим причинам, в том числе и потому, что послереволюционные события стерли память о ней.

Трудно говорить об этом периоде истории нашей страны еще и потому, что мы пока очень мало разбираемся в нем, знаем мало правды: очень непросто бывает пробраться через шелуху идеологии к истине, к тому, что реально стояло за лозунгами, тем, чем пыталась прикрыть свои преступления большевистская власть. К примеру, часто можно встретить такое мнение: «Мой дед пострадал от коллективизации, его раскулачили, но благодаря этому отобранному зерну Сталин купил танки, чтобы выиграть войну с немцами!» Но мало кто знает, что коллективизация реально была направлена на то, чтобы сломать и подчинить себе крестьян, создать систему, которой не смогут сопротивляться, обеспечить неприкосновенность власти большевистской партии при помощи введения «второго крепостного права». Эта система просто уничтожала сильных и подчиняла слабых, а награбленное добро не шло впрок. «Агрогорода», которые обещали построить большевики на месте раскулаченных сел, станиц и деревень, так и не были построены.

На встрече с Кириллом Михайловичем прозвучали такие цифры: «В период с 1930-го по 1940-й год в СССР в результате сталинской социальной политики погибли более 8,5 млн. человек. Эти люди погибли в мирное время. И это великая трагедия». Можем ли мы продолжать вести подсчеты зерна, танков и человеческих жизней, ставя знак равенства между ними? Научимся ли мы видеть за цифрами отдельных людей, их семьи, их жизни? Но даже с экономической точки зрения процесс коллективизации не поддается никакой логике. Зажиточный крестьянин, который умеет трудиться, зарабатывать и платить налоги – это производитель, он создает постоянную прибыль для страны. Но его истребляли. Он был не нужен власти, которая строила «светлое коммунистическое будущее». В этом будущем не было места миллионам и миллионам ни в чем не повинных граждан.

Очевидно, что нам нужно выработать особый, трезвый подход к изучению истории, беспристрастный к режимам, но очень строго относящийся к фактам. Кирилл Михайлович Александров во время встречи с братствами выразил такую точку зрения: «Историческая наука чрезвычайно важна сейчас. Мы – люди, стремящиеся стать верующими. Бог разговаривает через историю с христианами. Зачем нужны знания по истории? Можно один раз в детстве схватиться за горячий утюг, но помнить об этом всю жизнь. Если люди имеют представление о своем историческом прошлом, то, как минимум, они имеют опыт, из которого они знают, что стоит делать, а что не стоит. Но для нас вопрос стоит шире. Мы воспринимаем поступки людей в истории, как историю их отношений с Богом. Потому что даже если человек отказывается от Бога, отрицает Его, то это, так или иначе, тоже форма отношений с Ним. И это для нас ценно в первую очередь. Для меня мерило истории – человек. Но сейчас историческая наука превращается из опыта познания отношений человека с Богом в инструмент пропаганды. И последствия могут быть самые жуткие».

Наверно, только такой подход к изучению истории России в ХХ веке возможен сейчас. Правда требует усилия с нашей стороны. Но это начало покаяния, которого так ждет от нас Господь, осмысления прошлого, адекватного понимания настоящего и будущего.

На встречах с Кириллом Александровым все присутствующие смогли задать любые вопросы, связанные с историей России ХХ века: о просвещении крестьян, издании классической литературы в советское время, антибольшевистских подпольных организациях, истории Великой Отечественной войны, Первой мировой войны, миграции населения страны в первой половине ХХ века. На одной из встреч удалось всерьез поговорить о коллективизации и ее последствиях, и еще много других вопросов было затронуто, в том числе и вопрос покаяния.

Во встречах приняли участие члены православных братств, историки и краеведы, представители общественных организаций, близкие друзья и неравнодушные к исторической науке люди.

Завершая встречу, Инна Ткаченко, председатель братства во имя преподобного Силуана Афонского, поблагодарила Кирилла Александрова за встречи, выразив общую надежду на то, что будет продолжение: «Эти дни стали настоящим погружением в историю, подлинную правду, ее осмысление. К сожалению, при всем изобилии литературы, большинству из нас, воспитанному на идеологических, советских школьных учебниках, не так просто основательно разобраться в историческом прошлом нашей страны, увидеть корни и причины трагических событий. Федор Степун говорил, что одним из последствий русской катастрофы может быть скорбное нечувствие по отношению к покаянию за историю. Серьезный разговор и размышление об истории России – это, в своем роде, тоже путь обретения себя и каждым человеком, и обществом».

Итоговая встреча завершилась общей молитвой обо всех пострадавших, искалеченных и убиенных в советские времена. Молитвенная память об этих людях, исповедание Христа и Его Воскресения, помогают не унывать и не ожесточаться, изучая страницы истории, не терять надежду на возрождение достоинства человека….

Встречи были подготовлены воронежскими малыми православными братствами во имя святителя Тихона Задонского и преподобного Силуана Афонского.

Автор: Нелля Бедеркина
Источник: Преображенское братство

 

Фото Юрия Крапивина

Кирилл Александров в Воронеже

Сергей Георгиевич Алленов, к.и.н., доцент ВГУСергей Георгиевич Алленов, к.и.н., доцент ВГУ

Владимир Юрьевич Рылов, к.и.н., доцент ВГУ, Инна Ткаченко, председатель братства во имя преподобного Силуана Афонского
Владимир Юрьевич Рылов, к.и.н., доцент ВГУ, Инна Ткаченко, председатель братства во имя преподобного Силуана Афонского
Кирилл Александров
Кирилл Александров в Воронеже