Поделиться:
4 ноября 2013 00:00

Заботился ли Сталин о священнике Михаиле Василевском?

Некоторые православные средства массовой информации время от времени продолжают распространять удивительную новость. Как следует из рассказа, товарищ Сталин якобы заботился всю войну о священнике Михаиле Василевском, отце маршала Василевского.

Вот как повествует об этом сайт «Трудовой России». «Сталин однажды сделал внушение А. Василевскому, что тот забыл своего отца — священника и во время войны не помогает ему. Василевский дал слово исправиться. После чего Сталин подошел к сейфу, достал пачку почтовых переводов и показал маршалу: «Теперь вы долго со мной не расплатитесь!» Оказывается, Сталин каждый месяц анонимно посылал деньги отцу Василевского, а тот думал, что это от сына». Подобные этому цитаты можно найти в изобилии в различных публикациях.

Ссылок «Трудовая Россия» не предоставила, не предоставляют и другие издания, однако некоторое сходство у этой новости есть с эпизодом из воспоминаний митр. Питирима (Нечаева). Вот как звучат интересующие нас слова в воспоминаниях митрополита Волоколамского и Юрьевского. «Семинарское прошлое Сталина и его своеобразное отношение к церкви породили несколько подобных рассказов, которые передавались как легенды. Вот один из них. Маршал Василевский был сыном священника. Однажды на заседании военного совета Сталин спросил его: «Маршал, говорят, у вас отец священник?» — «Да, Иосиф Виссарионович, но я с ним не имею никаких отношений!» — «Это плохо. Сын должен заботиться о своем отце». Последовал вздох облегчения, и с тех пор Василевский регулярно посылал своему отцу подкрепление в виде продовольственных посылок. Это было во время войны».

Как мы видим, два фрагмента различаются существенно. Вначале посмотрим на второй фрагмент. В нем говорится, что продовольственные посылки стал посылать своему отцу сам маршал Василевский. И то лишь после разрешения Сталина и «вздоха облегчения». Отметим здесь, что тот самый «вздох облегчения» упомянут митрополитом Питиримом не напрасно. Родство со священником в те годы было преступлением. Отметим и то, с какой быстротой маршал Василевский отрекся от своего родного отца: «Да, Иосиф Виссарионович, но я с ним не имею никаких отношений!». Эти слова означают, что маршал не имел никаких связей с родным отцом в течение многих лет. Заметим здесь, что и мать свою маршал Василевский не утешал общением. Она умерла в 1939 году без всякого сыновнего прощания в селе Новопокровском Кинешемского района Ивановской области. Более того, могила матери так и осталась заброшенной. Вскоре после закрытия церкви село Покровское прекратило свое существование, а могила матери маршала так и осталась у разломанного храма. Прославленный советский маршал умер 5 декабря 1977 года, окруженный всеобщим почтением советского народа. Его слушали пионеры и комсомольцы, о нем снимали фильмы и писали книги. Его портреты украшали военные парады. А могила его родной матери и матушки священника так и осталась поросшей бурьяном вдали от славы ее величественного сына. Прах матери советского полководца так и не удостоился переноса на любое кладбище Москвы по первому желанию маршала.

Матушка Надежда Ивановна Василевская упокоилась у храма, которому она посвятила почти 30 лет своей жизни. В этом храме священник Михаил Василевский бессменно служил примерно 30 лет, пока его не закрыли в 1939 году. Здесь же у алтаря и похоронили Надежду Ивановну. Могила матушки у храма – это в традициях русского народа. Но хорошо, когда храм действующий или хотя бы сохранившийся в приличном виде. Тогда храм оказывается как бы памятником у могилы. Может быть даже самым наилучшим памятником. Рядом раздаются песнопения, горят свечи, благоухание ладана овевает могилу. А здесь совсем не тот случай. Можно даже сказать, что здесь случай совершенно противоположный. Вознесенский храм села Новопокровское был в 1939 году закрыт и вскоре разломан, а само село почти сразу запустело. Ни одного жилого дома поблизости давно нет. Оскверненный храм оказался стоящим в лесу среди развалившихся опустевших изб. Могила осталась одна без всякого ухода. Прилично ли оставлять заброшенную могилу матери у разломанного храма? У того самого, который она так ревностно сохраняла при жизни? Не стала ли эта заброшенная могила у оскверненного храма немым укором великому маршалу и всей советской системе? Воистину, это лишь один эпизод страшной эпохи. В Москве звучат победные фанфары и оды великому маршалу, министру обороны Советского Союза, все школьники изучают биографию великого стратега, а могила его матери зарастает бурьяном в темном лесу, подобно миллионам незахороненных жертв Великой Отечественной.

Если мы теперь посмотрим на публикацию «Трудовой России» о священнике Михаиле Василевском, то картина предстает уже совсем другая. Здесь маршал Василевский якобы забыл своего отца священника, а Сталин упрекает его и даже сам отправляет деньги почтовыми переводами. И в доказательство этого Сталин якобы демонстрирует целую пачку квитанций почтовых переводов.

Конечно же, история митрополита Питирима, хотя и упомянутая им, как легендарная, немножко ближе к правде. А выдержка из публикации «Трудовой России» является уже дальнейшим сказочным переложением первого свидетельства. Посмотрим же теперь, как в это самое время проявлялась забота партии и правительства о священнике Михаиле Василевском.

И отец, и мать маршала Василевского происходили из православных единоверцев, то есть старообрядцев, находящихся в единстве с православной церковью, но сохраняющих дониконовский чин богослужения. Надо сказать, что единоверческому священнику Михаилу Александровичу Василевскому действительно повезло по земным понятиям. В отличие от своих многих собратьев, ныне прославленных Новомучеников Российских, он не был расстрелян. В 1937-38 годах погибли почти все собратья-пастыри священника Михаила. К 1941 году были закрыты все единоверческие храмы страны. Из православных храмов осталось не более 300 на всей территории СССР в границах до 1939 года. Из старообрядческих храмов всех согласий осталось на той же территории действующими не более 15. На 1941 год все старообрядческие архиереи были уже или расстреляны, или находились в лагерях. Позже, в годы войны, освободят архиепископа Иринарха, а затем епископа Геронтия (Лакомкина) и они с сентября 1943 года возродят старообрядческую иерархию и восстановят почти из небытия старообрядческие приходы Белокриницкого согласия. А единоверческое духовенство погибнет почти все. Последним из единоверческих епископов будет расстрелян 31 октября 1937 года епископ Вассиан (Веретенников), правящий архиерей священника Михаила Василевского.  К моменту его ареста Саткинская кафедра останется последней единоверческой кафедрой нашей страны.

Интересно, что по имеющимся сейчас данным можно вполне обоснованно сделать вывод, что приход священника Михаила Василевского перед его закрытием в 1939 году был последним единоверческим приходом в СССР. После сентября 1943 года единоверие сможет еще возродиться, но это будет позже. А тогда, с закрытием последнего храма, единоверческое богослужение в СССР прекратилось. И эта прискорбная страница связана с именем Василевских.

В те годы массово погибли многие соученики и самого маршала. Василевский младший закончил духовное училище в Кинешме в 1909 году и духовную семинарию в 1914 году. Некоторые его соученики сейчас канонизированы в сонме Новомучеников Российских. А будущий маршал вскоре после революции отрекся от веры и выбрал партийный путь. Священники Кинешмы и Костромы массово расстреливались или умирали в лагерях как раз тогда, когда будущий советский маршал начинал работу Начальником Оперативного управления Генштаба. Под руководством Василевского планировалось все предвоенное развертывание Красной Армии. Он же стал свидетелем катастрофического разгрома Красной Армии летом 1941 года, массовой сдачи в плен, исключительного для России нежелания солдат воевать за свою страну и повсеместного дезертирства. Тогда большая часть оружия и техники были брошены у границы без единого выстрела по врагу. А на родине Василевского в Кинешемском районе Ивановской области тогда уже почти не осталось в живых духовенства. Однако отец маршала священник Михаил в числе немногих уцелел. Но отец Михаил не служил и не мог служить. Ведь пожилой священник в годы войны проживал в Кинешме, куда он переехал к дочерям, а в этом городе в 1941-45 годах не было ни одного действующего храма. Так, если ознакомиться с Письмом Кинешемского горисполкома от 25.01.1964 года по поводу городских храмов, то можно увидеть, что оба действовавших на тот год религиозных здания были открыты лишь в 1946 году. Текст письма приведен полностью ниже. (1)

Итак, мы видим, что до 1946 года в Кинешме не было храмов. Со времени Архиерейского Собора 1943 года прошли долгие три года, имя маршала Василевского гремело по всему Советскому Союзу, а его родной отец так и не смог добиться открытия хотя бы единственного храма в древней Кинешме. Сборник документов «Русская Православная Церковь в ХХ веке на Ивановской земле» (составитель А.А. Федотов) приводит некоторые интересные тексты бесплодных ходатайств церковных общин Ивановской области об открытии храмов в советские инстанции. Эти крики отчаяния или ложились «под сукно», или затягивались. И лишь в 1946 году Кинешма после долгих проволочек смогла прославить Христа в двух открытых храмах. И это вполне соответствует смыслу и ходу истории тех лет. Однако нам предлагают поверить в то, что Сталин якобы лично присылал почтовые переводы на Кинешемский почтамт для священника Михаила Василевского. И было это во время войны, а не в 1946 году. И товарищ Сталин якобы отсылал эти переводы долго, ведь пачка квитанций могла появиться лишь за полтора — два года. Священник Михаил вместе с множеством верующих безуспешно пытается открыть хоть единственный храм в городе, ему в этом отказывают, но при этом он якобы получает регулярную денежную помощь лично от Сталина. Но ведь если Сталин заинтересовался безвестным священником в Кинешме и стал присылать ему деньги, то этот факт не мог быть оставлен в стороне НКВД. Ведомство Берии должно было взять священника под опеку. Оно давало Сталину информацию о священнике Михаиле, оно и должно было отслеживать пересылку. А то того и гляди, найдется какой-то не в меру исполнительный лейтенант, возьмет и расстреляет священника, как он это делал со всеми остальными. Что тогда отвечать товарищу Сталину? Кто тогда будет получать денежные переводы от Верховного? Но и это не все. Надзор и контроль за сталинскими переводами на стороне получателя должно было осуществлять УНКВД по Ивановской области. Но ведь сам факт денежных переводов от товарища Сталина свидетельствовал бы о недостатках в работе местной власти и УНКВД в частности. Ведь если товарищ Сталин должен тратить свое время на отсылку денежных переводов какому-то человеку, то, значит, этот человек вопреки убеждениям товарища Сталина получает недостаточное обеспечение от местной власти. Разве может такое быть терпимо? И каждая отсылка денежного перевода говорила бы о том, что недостатки продолжают место быть. УНКВД по Ивановской области сразу бы организовало местную власть на оказание достаточной помощи. А вдруг получатель пожалуется? А вдруг товарищу Сталину надоест отсылать денежные переводы, и он разозлится на местную власть?

Сам Сталин тоже здесь представляется в смешном свете. Он имеет возможность одним словом дать священнику Михаилу персональную пенсию без всяких объяснений. И не надо каждый раз по календарю напоминать себе в какой день надо отсылать денежный перевод, не надо каждый раз заполнять бланк, подписываясь чужим именем. Зачем? Один приказ и проблема решена. Сталин даже во время войны уезжал на отдых. После войны он уже будет проживать на курортах по три-пять месяцев, как об этом свидетельствуют архивные справки об отпусках Сталина, выданные ЦК. Во время войны он отдыхал все же меньше. Но неужели и с курорта Сталину надо было посылать денежные переводы священнику Михаилу? Зачем?

Кроме того, сам перевод трудно было бы скрыть по крайней мере от самих работников почты. Даже если Сталин посылал перевод под чужим именем, то индекс или почтовый штамп Кремля уже не скроешь. И даже на Главпочтамте для всех отправлений из Кремля было особое отношение. А тем более в далекой Кинешме. В Советском Союзе огромные силы были брошены на контроль переписки граждан. А на защиту безопасности главных почтовых отправлений были брошены еще большие силы. А вдруг письмо вернется в Кремль с ядом? На всем этапе прохождения извещений и писем их путь должен был прослеживаться. И каково же было бы изумление работников почты Кинешмы видеть простого священника, получающего переводы из Кремля? Неужели местная власть не была извещена об этом? Неужели она не покрыла бы заботой такого важного адресата?

Однако, довольно предположений. Перейдем к фактам и свидетельствам. Вот как повествуют кинешемские краеведы о жизни отца Михаила Василевского во время войны. Строки описания удивительно скупы. «В 1939 или 1940 году дом священника был перевезен из села Новопокровского в город Кинешму, где он и жил в войну, имея поддержку прежде всего от дочерей» (2). Как мы видим в этих словах едва ли можно найти основания для того, чтобы говорить о помощи Сталина или даже самого маршала Василевского батюшке Михаилу. Раз он жил «имея поддержку прежде всего от дочерей», значит не баловал его заботой ни родной сын и маршал Победы, ни товарищ Сталин. Иначе дочери лишенца не содержали бы родного отца.

Сыновья маршала Василевского также не говорят ничего подобного. Есть несколько интервью сыновей маршала различным изданиям, но нигде мы не видим ни слова о денежных переводах Сталина. Вот как говорит Игорь Александрович Василевский об отношениях своего отца с дедом, священником Михаилом: «Однажды Сталин вызвал Василевского и сказал ему: «А почему бы Вам не съездить к Вашему отцу. Вы так давно не виделись с ним». «Отец съездил к деду Михаилу, после этого они поддерживали нормальные семейные отношения. А в 46-м мой сводный старший брат Юрий привез деда на госдачу в Волынское. Я помню, он у нас долго гостил», — сказал сын маршала. (3)»

А вот как говорится в другом интервью сына маршала: «Как вспоминал отец, Сталин однажды (было это в 1940 году) вдруг спросил у него: «Почему вы, да и ваши братья, совершенно не помогаете материально отцу?» Александр Михайлович ответил, что с 1926 года порвал по требованию парторганизации всякую связь с родителями, жившими в селе Новопокровское, не ведет переписку с отцом, в противном случае вряд ли состоял бы в рядах партии и служил в армии, тем более в Генштабе. Сталин в ответ велел Василевскому немедленно установить с отцом связь, оказывать ему систематическую помощь и сообщить об этом разрешении в парторганизацию Генштаба. После этого разговора папа стал переписываться с отцом (мать уже умерла), помогал ему, дед дважды приезжал к нам в Москву». (4)

Из последней цитаты мы видим, что сын маршала возможно по ошибке упомянул 1940 год, как год восстановления связей с отцом Михаилом, но все остальное повествование совершенно исторично. И важно отметить, что даже на такую простую помощь своему отцу прославленный маршал должен был получить разрешение Сталина и сделать обязательное уведомление парторгу Генштаба. Конечно же, этот разговор имел место уже в 1946 году после войны, как мы видим из предыдущего интервью. Уже дарована минимальная свобода Русской Православной Церкви, уже избран патриарх. А любимец народа, дважды герой Советского Союза, заместитель начальника Генерального Штаба и кавалер «Ордена Победы» украдкой извещает парторганизацию Генштаба о том, что теперь ему можно общаться с отцом-священником. Сам же Сталин ничем не удивил Василевского и никак не пересек границу простого разрешения на личное общение. Никакого особого расположения. Никакого почтения.

Отец Михаил Василевский приезжал ненадолго к сыну в Москву, а затем снова удалился в Кинешму, где он и умер в 1953 году. Его могли бы привезти в Москву по первому слову любимца Советского Союза вместе с заботливыми дочерями. К его услугам были бы лучшие санатории Министерства Обороны. Однако наш отец Михаил так и умер вдали от славы своего сына, осеняя себя древним двуперстным крестным знамением. И странно, что никто из краеведов города Кинешмы так и не описал еще подробностей жизни этого исповедника веры Христовой. Нет пока сведений и о могиле отца Михаила. Видимо не часто посещал могилу своего родного отца орденоносный герой войны. Видимо нечасто посещал он могилу того, от которого отрекся.

Однако постепенно появляется все больше сведений о родственниках маршала. Вот что рассказала Бондаренко Алевтина Дмитриевна из поселка Красноволжец в интервью для школы имени св. Александра Невского в Кинешме. «Вспоминаю, как в детские годы мы жили в деревне Кутилово за два км от села Порхачево, где служил дядя маршала Василевского отец Александр Василевский. Это был замечательный священник! Было у него 19 певчих. Служил он в старинном храме, построенном князьями Трубецкими. Пение было очень красивое. Еще у него была кладбищенская церковь. Кладбищенскую церковь дотла разрушили в 1937 году, а в основном храме разместили склад ГСМ и технику ремонтировали. В селе было много неверующих, пошедших за безбожной пропагандой, но были и верующие. В Духов день устраивали крестный ход. Помню, как я маленькой девочкой, босая, несла икону Михаила Архангела. Жалею, что ее у нас украли. У отца Александра была даже приходская школа, потом при советской власти ее закрыли. Удивительно, что он остался жив. Непонятно, как это могло быть, возможно, что отец Александр пользовался покровительством маршала. Сына отца Александра убили на войне. Когда храм в селе был закрыт, отцу Александру пришлось тяжело, но он никуда не уезжал года до 1953. Пропитания не было, напротив дома батюшки построили клуб, где шло кино и танцы. Но батюшка не падал духом. Он любил играть на скрипочке мелодии церковных молитв, часто сидел на крылечке и играл. В такие годы никто не слышал от него слова возмущения или ропота. Собирались они с певчими тайно и служили».

Вчитаемся в эти искренние слова и согласимся, что не мог получать богатое довольствие от Сталина тот, у которого родной брат и священник так мучился и страдал, как сказано здесь. На этом чистом и неискаженном свидетельстве можно закончить наше повествование. Такова была жизнь в Стране Советов. Краснозвездный маршал не сходит с плакатов о Победе, его слава вырубается в граните и тиражируется в кинолентах, он командует вооруженными силами сверхдержавы, а в это время мать его лежит в заброшенной могиле в лесу у поруганного храма, отец священник умирает в безвестности, а дядя священник чудом уцелевший тайно и украдкой как в древнеримских катакомбах служит церковные службы Богу, прозябая в нищете.

Святость и грех всегда рядом. Между ними всегда идет война. Война непримиримая. И маршал Победы эту духовную войну наверное проиграл, в отличие от его родственников и исповедников. И в этой войне не приносят победу ни многочисленные ордена, ни медали. А ведь победа была так рядом…

Письмо Кинешемского горисполкома от 25 января 1964 года. Извлечение.

Примечания

1. Инструкцией по применению законодательства о культах установлено, что религиозная община вправе пользоваться лишь одним молитвенным зданием. Успенская религиозная община в г. Кинешме пользуется с 1946 г.  двумя молитвенными зданиями – Успенским собором с полезной площадью 648,61 кв. метра и Троицким собором с полезной площадью 526,53 кв. метра. Исполком горсовета своим решением от 31 октября 1963 года возбудил ходатайство перед облисполкомом об изъятии из ведения религиозной общины здания Троицкого собора и передаче его городскому краеведческому музею.

2. Оборудованная ранее в здании собора неизвестно по чьему разрешению купель для крещения взрослых церковным советом ликвидирована в начале декабря м-ца 1963 года.

ГАИО. Ф. р-2953, оп. 4, д. 3б, л. 106-107. Заброшенные города http://m2.ru/deadcities/blogs/12253/

3. Маршал Василевский — великий полководец и несостоявшийся учитель // РИА Новости

4. Сталин пожурил Василевского за то, что тот не пишет отцу-священнику // Труд

5. http://orthodoxschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=103:-1931&catid=43:2011-03-22-08-59-31