Поделиться:
15 сентября 2014 23:59

Отцы-основатели

Сентябрь богат на исторические события, связанные с историей Белого движения — бои за Армавир (1918 г.), освобождение Курска (1919 г.), наступление на Петроград (1919 г.), Тобольский прорыв (1919 г.) и многие другие. В этому ряду следует назвать создание 1 сентября 1924 года Русского общевоинского союза (РОВС).

В честь памятной даты в Доме Русского Зарубежья был проведен круглый стол, где с докладами выступили крупные исследователи истории Гражданской войны в России и эмиграции — С. В. Волков, Н. А. Кузнецов и К. К. Семенов. Их выступления были посвящены видным деятелям РОВС.

Так, Никита Кузнецов подробно рассказал о жизненном пути одного из руководителей Союза — адмирала Михаила Кедрова. Были отмечены важные события его жизни — участие в русско-японской, Великой и Гражданской войне. Докладчик также добавил, что Кедров «не испытывал радости от назначения в 1920 г. командующим врангелевским флотом». На новом посту ему пришлось столкнуться с саботажем отдельных команд и в тяжелых условиях готовиться к эвакуации Крыма. Стоит отметить, что белые планировали вывезти «всего» 30-35 тысяч человек, но реальность оказалась иной. Не ожидая прихода большевиков, вместе с Русской армией Врангеля ушли тысячи гражданских. То есть всего до 150 тысяч человек.

Также в сообщении было упомянуто о деятельности Кедрова за рубежом, адмирал работал над объединением морской части эмиграции. По мнению Н. А. Кузнецова, «моряки являлись наиболее сплоченной группой в русском военном зарубежье». После похищения главы РОВС генерала Миллера (1937 г.), Кедров отошел от общественной деятельности, получил высшее техническое образование, опубликовал работу «Современный курс железобетона» на французском языке. Доклад закончился сообщением о визите белого адмирала в 1945 г. в советское посольство, поэтому неудивительно, что из зала был задан вопрос о мотиве такого поступка. Как считает Н. Кузнецов, сегодня уже невозможно точно выяснить действовал ли Кедров искренне или пытался как-то обезопасить себя в связи с победой антигитлеровской коалиции. При этом Н. Кузнецов заметил, что действия адмирала были негативно встречены частью эмигрантов.

Далее с кратким сообщением об отце-основателе РОВС выступил организатор круглого стола К. К. Семенов. Он сообщил о непростых условиях, в которых создавал Союз Петр Врангель. К ним можно отнести не только тяжелую финансовую ситуацию, но и конфликты и недопонимание с одним из соратников, генералом Кутеповым, а также с великим князем Николаем Николаевичем. Однако о последних Врангель, несмотря на доводы своего окружения, всегда отзывался корректно. Подводя итоги, К. Семенов заметил, что наиболее оптимальной кандидатурой руководителя РОВС был Петр Николаевич Врангель.

К сожалению, на вечере не прозвучал доклад о взаимоотношениях РОВС и казачества, и слово было предоставлено следующему выступающему, С. В. Волкову. Он затронул малоизученную исследователями тему — «РОВС после Второй мировой войны». Председатели Союза были разделены автором доклада на группы: генералы Гражданской войны (фон Лампе и Харжевский), офицеры Гражданской войны (Осипов, Дьяков, Калиниченко, Иванов, Иович) и второе поколение эмиграции (Гранитов, Бутков, Вишневский). Последняя группа была плодом активности РОВС 1930-х: в этот период проводилась подготовка молодежи для будущей борьбы с большевиками.

Волков сообщил о деятельности Союза в 1960-е — 1990-е годы, подчеркнув, что это была уже не боевая организация, а ветеранская, которая объединяла участников не только Гражданской войны, но и Второй мировой. Чины Союза разными способами пытались сохранить его наследие и дух: проводили собрания, отмечали праздники, выступали с лекциями и издавали журналы. На этом С.В. Волков завершил свое выступление, но присутствовавшая публика задала ряд вопросов, на которые Сергей Владимирович подробно ответил. Так, он сказал, что современный РОВС, который существует в России, формально является преемником знаменитой эмигрантской организации, хотя его последний председатель Вишневский планировал прекратить деятельность. Он опасался, что доброе имя попадет в грязные руки, например, национал-большевиков. Рассказал С.В. Волков и об эйфории, царившей в рядах союзников в 1991 г., сменившейся через пару лет разочарованностью, и о судьбе архива РОВС. Один из последних председателей, Борис Михайлович Иванов, передал многие документы в Джорданвилль (США), но оказалось, что они стали «закрытыми» не только для исследователей, но и для председателей РОВС!

Следует сказать, что заданный вопрос о сохранении наследия военной эмиграции, вызвал эмоциональный обмен мнениями и перерос в обсуждение топонимики. Выяснилось, что часть публики оптимистично смотрит на проблему переименования улиц и сохранения памяти о дореволюционной России. Другая же часть аудитории подобные настроения не разделяет.

Так завершился круглый стол «РОВС. Создатели и возглавители». Однако на наш взгляд, необходимо сказать и о недостатках мероприятия. Во-первых, параллельно с докладами можно было показывать фотографии героев докладов: в солженицынском Доме для этого есть все условия. Во-вторых, у мероприятия такого масштаба почти не было рекламы (в зале собралось всего 35-40 человек). Возможно, это подтверждает тезис, что нынешний всплеск интереса к столетию мировой войны имеет случайный, рекламный характер.