Поделиться:
20 июня 2016 22:02

«Дисциплина в школах низкая, имеют место факты хулиганского поведения…»

Какой при Сталине был «порядок» в советских школах.

Как «известно» ностальгирующим по Сталину людям, в т. ч. тем, кто при нем не жил, «при Сталине был порядок». Правда, внятных объяснений — в чем этот «порядок» заключался, получить от сталинолюбов затруднительно, эти утверждения больше похожи на мантру. Какие-либо отдельные факты расстрелов и посадки в лагеря («При Сталине за такое расстреляли бы»!) за воровство или халатность сами по себе о наличии «порядка» не говорят, скорее наоборот.

Данный документ дает возможность немного приоткрыть завесу над тем, какой при Сталине был «порядок» в школах. Положение автора и время написания, вероятно, в чем-то повлияли на содержание письма: жалобы на скопление в одной школе многочисленных «детей врагов народа», среди которых есть «нездоровые настроения» и которым «около 3 часов» добираться до школы — конечно, уникальный случай «заботы обо всем и всех». Атмосфера всеобщего страха рождает и такие одновременно смешные и трагичные эпизоды: учительница на пустом месте («рисовал на уроке портрет Сталина») видит антисоветчину, а Каиров считает нужным упомянуть об этом, но, судя по контексту, неправильно, с точки зрения Каирова, поступила как раз учительница.

В одной из помет на документе вверху сказано, что оно было перенаправлено первому секретарю Московского горкома ВКП(б) Хрущеву. Однако под направлением Хрущеву неуверенно читается «по указанию т. Андреева», т. е. одного из первоначальных адресатов в ЦК ВКП(б), а в другой помете написано «не доложено, к делу». Возможно, что не доложено письмо было первоначальным адресатам, а перенаправлено Хрущеву по указанию кого-то из технического секретариата Оргбюро ЦК ВКП(б). Или письмо не было доложено самому Хрущеву.

И автор документа И. А. Каиров, и обличаемая им зав. МосгорОНО Л. В. Дубровина пережили и большой террор, и Сталина. К 1937 году оба были уже опытными работниками как образования, так и партийного строительства. Л. В. Дубровина после письма Каирова была вскоре снята с должности, но никаких репрессий в отношении нее не последовало, а в 1949 году она стала заместителем у того же Каирова, назначенного в том же году министром просвещения РСФСР. Насколько была виновата Дубровина в том, в чем обличал ее Каиров? Этот вопрос требует дополнительного исследования.

Орфография и авторские подчеркивания сохранены.

[ ] — добавлено публикатором, < > — предположительное чтение.

СЕКРЕТАРЯМ ЦК ВКП /б/

— т. АНДРЕЕВУ А.А.

 — т. ЖДАНОВУ А.А.

О ПЛОХОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В НЕКОТОРЫХ ШКОЛАХ г. МОСКВЫ

Воспитательная работа в большинстве московских школ поставлена совершенно неудовлетворительно. Факты, имевшие место в отдельных школах г. Москвы в течение последних двух месяцев, показывают нездоровые настроения среди учащихся и беспечность в этом отношении руководства городского отдела народного образования.

20 ноября в 313 школе Куйбышевского района повесился ученик 6-го класса, пионер Васильцев. Причиной к самоубийству послужило то, что он был изгнан из класса преподавателем черчения Ковалевой. В семье у мальчика обстановка была тяжелая /отсутствие отца, материальная нужда/. Боясь, якобы, неприятностей в доме, он покончил с собой.

25 ноября повесился у себя на квартире ученик 4 кл. 525-й школы Кировского района, пионер Кирсанов. По предварительным сведениям известно, что в семье к ребенку было хорошее отношение. Отец его — коммунист, работает председателем фабкома на текстильной фабрике. Ученик Кирсанов был второгодником. В этом учебном году учился хорошо. Дома всегда жаловался на то, что учительница неправильно ему ставит отметки по рисованию. Рисовал он, действительно, хорошо, а отметку «посредственно» — получил, якобы, за поведение.

В начале октября месяца, в школе №26, Фрунзенского района, ученик 9 класса Фадеев пытался покончить жизнь самоубийством, выстрелив в себя из нагана. В настоящее время Фадеев находится на излечении в больнице.

16 ноября учительница 131-й школы Советского района Свечина выгнала из класса ученика Коробкова за то, что он во время урока рисовал портрет товарища Сталина, назвав его занятие «антисоветскими действиями».

В некоторых школах /205-ая школа Октябрьского района, 525 школа Кировского района/ наблюдаются среди отдельных учащихся факты антисемитизма. Дисциплина в школах низкая, имеют место факты хулиганского поведения учащихся в школе: обзывание учителей ругательными именами, площадная ругань (369 школа Сокольнического района), драка ребят между собою, доходящая в некоторых местах до поножовщины, избиение мальчиками девочек в школах и друг. О фактах по распространению слухов о свастике на пионерских галстуках я сообщал в своем письме от 23 ноября с.г. Здесь приведены лишь несколько фактов отдельных школ Москвы. По всем же Московским школам аналогичных фактов имеется значительно больше.

Такое положение в школах г. Москвы могло создаться лишь в результате полного бездействия со стороны заведующего Мосгороно Дубровиной, а так же невнимания к воспитательной работе школ со стороны МК ВКП /б/ и районных комитетов партии.

Проверка состава директоров Московских школ, произведенная Отделом школ ЦК ВКП /б/, показала, что многие из директоров являются малокультурными, а иногда просто безграмотными людьми. В ряде школ в качестве учителей работали враги, ныне арестованные органами НКВД /32 школа Фрунзенского района/. Совершенно недопустимым фактом является положение, когда в отдельных школах Москвы оказались сосредоточенными в большом количестве дети арестованных врагов народа. В некоторых школах /32 школа Фрунзенского района/ число таких ребят достигает 50 человек. Несмотря на то, что ребята эти живут в других районах города и некоторым из них приходится тратить на поездку в школу до 3 часов ежедневно, Мосгороно не сделал ничего для распределения учащихся по разным школам по месту их жительства. Среди указанной категории ребят замечаются нездоровые настроения, а иногда и враждебные действия, оказывающие влияние на поведение остальных учащихся.

Зав. ГОРОНО Дубровина вместо решительного вскрытия недостатков и их устранения в работе Московских школ, занимается пустой болтовней и замазыванием плохой воспитательной работы.

Отдел школ ЦК ВКП /б/ просит принять прилагаемый проект постановления.

ЗАМ. ЗАВ. ОТДЕЛОМ ШКОЛ

ЦК ВКП /б/ /КАИРОВ/

***

30-3

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП /б/

О ПЛОХОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В НЕКОТОРЫХ ШКОЛАХ гор. МОСКВЫ

Отмечая совершенно неудовлетворительное состояние воспитательной работы в ряде московских школ /313, 525, 131, 26, 32 школы и друг./ и недопустимое бездействие со стороны Московского городского отдела народного образования, ЦК ВКП /б/ постановляет:

  1. Снять с работы заведующую Московским городским отделом Народного образования т. Дубровину Л.В.
  2. Поручить МК ВКП /б/, в декадный срок: а/ представить в ЦК ВКП/б/ на утверждение кандидата на работу зав. МосгорОНО;

б/ разработать практические мероприятия по укреплению воспитательной работы в школах г. Москвы.

Каиров 1. XII 37

ЦАОПИМ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 18. Л. 118-120, Проект постановления — 121. Подлинник. Подписи Каирова: в конце письма — автограф и машинописью, после проекта постановления — автограф. На первом листе письма вверху слева прямоугольный штамп «Тех[нический] С[ЕКРЕТАРИА]Т О[РГ]Б[ЮРО] ЦК ВКП(б) 7 — ДЕК 1937[.] подлежит возврату». Рукописные пометы: «От т Каирова», «т. Хрущеву по указ[анию] т. <Андреева>», «Не доложено К делу <нрзб.> 24/I»

Помочь! – поддержите авторов МПИКЦ «Белое Дело»