Поделиться:
4 мая 2013 00:00

«О ликвидации шпионов, диверсантов и немецких пособников». Часть I

Записка заместителя наркома внутренних дел комиссара госбезопасности I ранга В. Н. Меркулова — И. В. Сталину о ликвидации шпионов, диверсантов и немецких пособников в освобожденных районах СССР.
Год 1943-й. Часть I.

19 марта 1943 года
Совершенно секретно

Государственный Комитет Обороны
товарищу СТАЛИНУ

В городах и районах, освобожденных Красной Армией от войск противника, местными органами и оперативными группами НКВД на 10 марта 1943 года арестовано 30 750 человек.

Сталинградская область

Всего арестовано 2450 чел., в том числе: агентов германских разведорганов и подозрительных по шпионажу — 479 чел., немецких пособников — 1423, бандитов и дезертиров — 78, прочего антисоветского элемента — 470 человек.
В городе Сталинграде оперативные группы НКВД совместно с войсковыми подразделениями в период с 2 по 8 февраля сего года произвели облавы, проверку подвалов и прочёсывание балок и оврагов в городе. При этом было выявлено и задержано свыше 5000 немецких солдат и офицеров, в ряде случаев при задержании оказавших вооруженное сопротивление.
В селе Рычковском Чирского района ликвидирована резидентура противника во главе с бывшим старостой села — КЛЕНИНЫМ Максимом Антоновичем. В резидентуру входило 7 человек, которые в период оккупации села Рычковского выполняли задания немецкой комендатуры по выявлению партизан, коммунистов и советского актива. При отступлении резидентура была оставлена немцами для шпионской работы в тылу Красной Армии.
Установлено, что особенно активную предательскую работу проводили бывшие белогвардейцы, а также родственники репрессированных и раскулаченных в прошлом лиц.
В станице Сиротинской группа бывших белогвардейцев ГУСЕВ Я.Е., ВАСИЛЬЕВ П.Д., БАЛЫЧЕВ Ф.К., ДОНЕЦКОВ Д.В. (все арестованы), будучи на службе у немцев, выявляли и выдавали партийный и советский актив, красноармейцев и командиров, попавших в окружение, распространяли среди населения немецкие воззвания, под угрозой оружия выгоняли население на оборонные работы.
В хуторе Перелазовском на службе в румынской жандармерии был СЕРГЕЕВ И.В., сын белогвардейца-карателя, осужденного в 1937 году к расстрелу за контрреволюционную деятельность.
Сергеев принимал активное участие во всех мероприятиях оккупантов, выявлял и выдавал партизан, партийный и советский актив (арестован).

Воронежская область

Арестовано 3926 человек, в том числе агентов германской разведки и подозрительных по шпионажу — 218, немецких пособников — 2861, дезертиров Красной Армии — 319, прочего антисоветского элемента — 528.
В числе арестованных 16 членов и кандидатов в члены ВКП(б) и 47 членов ВЛКСМ.
По захваченным материалам полицейского управления в городе Россоши выявлено 53 члена ВКП(б), которые в своих биографиях, представленных полиции, характеризовали себя как ущемленных, подвергавшихся преследованиям со стороны Советской власти, и всячески отрекались от партии.
В числе этих документов обнаружено, в частности, следующее заявление в полицию бывшего члена райкома ВКП(б) города Россоши, депутата Верховного Совета РСФСР, орденоносца — КРЕКОТЕНЬ, работавшего директором Россошинской машинно-тракторной станции.
«На общих собраниях по колхозам не выступал, партийных поручений не нёс, агитацию против германской армии не вёл.
Прошу великий германский народ дать мне свободную жизнь, я буду честно работать, ни с кем никаких связей не буду иметь, буду честно выполнять все законы германского народа».
Как выяснилось, во время допросов в Гестапо, КРЕКОТЕНЬ выдал всех известных ему коммунистов, оставшихся в тылу противника.
Также выяснилось, что при вступлении в партию КРЕКОТЕНЬ скрыл, что он выходец из кулацкой семьи, что его родители раскулачивались.
Несмотря на это, КРЕКОТЕНЬ был расстрелян Гестапо.
В делах старосты Радченского района также обнаружено 35 аналогичных заявлений от 28 членов и 7 кандидатов в члены ВКП(б), в том числе от бывшего директора Макарьевской машинно-тракторной станции Радченского района, члена ВКП(б) ГВОЗДЕНКО, следующего содержания:
«Районному старосте господину ЗАВЕРУХЕ.
Я, ГВОЗДЕНКО, прошу Вашего разрешения допустить работать в колхозе. Я эвакуировался, но возвратился в Радченский район, желаю честно работать и выполнять все указания вышестоящего начальства. Партбилет уничтожил».
ГВОЗДЕНКО арестован.
Из числа видных немецко-итальянских пособников и агентов арестованы:
БАРАННИКОВ — бывший ответственный инструктор Воронежского Облисполкома.
По заданию немецко-итальянских оккупантов БАРАННИКОВ создал в Кантемировском, Радченском и Писаревском районах лжепартизанские отряды, куда обманным путём привлекал советских патриотов, коммунистов и комсомольцев, а затем выдавал их.
ВИДЮЩЕНКО — в прошлом инженер-экономист из города Орджоникидзе, был назначен немцами начальником жилищного отдела городской управы, затем перешел в итальянскую тайную полицию, по заданию которой вёл провокаторскую работу.
Вместе с итальянскими войсками ВИДЮЩЕНКО прибыл на территорию Воронежской области, где работал в полицейских органах. При отступлении оккупантов был оставлен ими для шпионской работы.
В Кантемировском районе задержана группа подростков (ФИЛИППОВИЧ П.И., 1931 года рождения, ФИЛИППОВИЧ В.И., 1928 года рождения, и ШЕВЧЕНКО Н.М., 1930 года рождения), которая была переброшена немцами через линию фронта с заданием взорвать оставленные немцами склады с боеприпасами и собрать разведывательные данные о частях Красной Армии.
Выявлено 208 пособников немецко-итальянских оккупантов, бежавших с ними при отступлении, в том числе такие лица:
ПУШКАРЁВА, бывший секретарь Богучарского райкома ВЛКСМ. С приходом оккупантов принесла им списки комсомольской организации, а затем вышла замуж за итальянского офицера.
НОВОШИЦКИЙ, бывший пропагандист Радченского райкома ВКП(б). Был назначен оккупантами счетоводом Богучарского зерносовхоза.

Ростовская область

Арестовано 2084 человека, в том числе: агентов германской разведки и подозрительных по шпионажу — 221 человек, немецких пособников — 1807 человек, дезертиров и бандитского элемента — 121, прочего антисоветского элемента — 655.
В том числе арестованных: членов и кандидатов ВКП(б) — 34 человека, членов ВЛКСМ — 95 человек.
В городе Ростове германское командование предпринимало меры к созданию «правительства казачьей федерации Дона, Кубани и Терека».
В этой связи в ноябре 1942 года находящийся в Германии белогвардейский генерал КРАСНОВ обратился со специальным воззванием к донским казакам. Однако это «правительство» немцами сформировано не было.
С целью привлечения казаков для вооруженной борьбы с Красной Армией в Ростове был создан «Штаб Войска Донского» во главе с казаком ОДНОРАЛОВЫМ В.М., именовавшим себя полковником (бежал с немцами).
Активными участниками штаба являлись — бывший хорунжий ЧАУСОВ и горный инженер КРАСНЯНСКИЙ (оба арестованы).
Как они показали, штабу удалось сформировать сотню в городе Ростове две казачьи сотни неполного состава в Каменске. Немцами было объявлено, что казачьи части будут использованы для несения полицейской службы, но, как только они были сформированы, германское командование направило их на фронт и они были использованы в боях против Красной Армии.
В городе Новочеркасске вскрыта резидентура Гестапо по главе с бывшим инструктором Новочеркасского Горкома ВКП(б) СУХОРУЧЕНКО Т.С. (арестован).
СУХОРУЧЕНКО, будучи командиром истребительного отряда, летом 1942 года, попав в окружение, возвратился в Новочеркасск, где был немцами арестован. На следствии он дал подробные показания об известных ему коммунистах и бойцах истребительного отряда, оставшихся в тылу врага. Вскоре он был завербован и освобождён из под стражи, после чего лично выявил и выдал Гестапо 20 коммунистов, скрывавшихся в городе и окрестных станицах.
По заданию Гестапо СУХОРУЧЕНКО в провокационных целях писал воззвание к коммунистам, якобы от имени подпольного комитета ВКП(б).
На связи СУХОРУЧЕНКО находились завербованные им для провокаторской работы местный житель член ВКП(б) БУТУРЛИНОВ и бывший директор Хлебокомбината, член ВКП(б) ЧЕРЕМИСОВ (оба арестованы).
Следствие продолжается.
Вторую вскрытую резидентуру Гестапо в городе Новочеркасске возглавляя бывший учётчик военно-учётного стола отделения милиции города Новочеркасска ЗЕМЛЯНСКИЙ Ф.И., уволенный из органов милиции в 1942 году за злоупотребления по службе. (Разыскивается).
Участники резидентуры выявляли и выдавали Гестапо советских патриотов.
По шпионской работе с ЗЕМЛЯНСКИМ были связаны арестованные — БАРИТОНОВ Н.А. — бывший кандидат в члены ВКП(б), работавший сапожным мастером в артели «Кожкоопремонт»; ДОНБАЯК С.Д. — мастер колбасного цеха мясокомбината; СЕНИНА Е.В. и КОЗЛОВА Н.М. — бывшие машинистки Горотдела НКВД, уклонившиеся от эвакуации.
Следствие продолжается.
В числе агентов и пособников арестованы:
САФОНОВ А.С. — бывший красноармеец 5-го кавалерийского полка 35-й кавалерийской дивизии, перешедший в августе 1942 года под Ростовом на сторону противника, где был завербован Гестапо для провокаторской работы и направлен в хутор Волосатый Селивановского района, как резидент германской разведки.
После освобождения хутора частями Красной Армии САФОНОВ А.С. под видом бежавшего из плена пытался проникнуть в Красную Армию для ведения шпионской работы, он был разоблачён.
КОВАЛЕНКО А.М. — член ВКП(б), бывший техник противочумной станции, являлся начальником полиции в селе Киселёвке Заветинского района, одновременно был резидентом германской разведки.
За время оккупации села Киселёвка выдал немцам 4 членов ВКП(б) и 27 военнослужащих, выходивших из немецкого окружения.
БОРЩЁВА А.Н. — бывшая учительница начальной школы хутора Крюкова Киевского района. Во время оккупации хутора была завербована румынской контрразведкой для провокаторской работы. Дважды перебрасывалась через линию фронта в тыл Красной Армии с разведывательными заданиями.
ОБУХОВ С.Д. — житель станицы Чернышевской, из крестьян. Во время боёв на станции Чернышевская путём сигнализации указывал немецким войскам направление отхода частей Красной Армии, в результате чего немцами было сожжено 11 советских танков. При немцах вёл провокаторскую работу.