Поделиться:
21 июля 2018 16:28

Петр Соколов – рыцарь мяча и кинжала

На территории Удельного парка находится стадион «Спартак». Наверное, из-за расположенной по соседству тренировочной базы «Зенита», это название ныне старательно удалено. Зимой здесь заливают громадный каток.





 

Сегодня мало кто помнит, что на его месте находилось поле футбольного клуба «Унитас» (ударение на 2-м слоге, Unitas по латыни - «Единство»), самого знаменитого в России в десятые годы XX в.
Он возник летом 1911 г. от слияния клубов «Надежда» и «Удельная» и просуществовал долго, кажется до 1934 г. , не раз меняя названия. Стадион «Унитас» при советах тоже переименовывали в «Мукомол», «Красный кондитер», «Пищевкус», «Пищевик» и, наконец, «Спартак».


ПЕРВАЯ ФУТБОЛЬНАЯ КОМАНДА КЛУБА «УНИТАС»

Создателем «Унитаса», его главным тренером и менеджером был Кирилл Павлович Бутусов (1881–1947) – старший из 6-ти братьев Бутусовых, организатор футбольного движения Петербурга и России и один из основателей Всероссийского футбольного союза (1912 г.). Позже он эмигрировал в Финляндию и стал удачливым бизнесменом.

«Унитас» был чемпионом России 1912 г., обладателем Весеннего (1912 и 1913) и Осеннего (1913) кубков Санкт-Петербурга. Футболисты клуба играли в составе сборной России, впервые выступившей на Олимпийских играх 1912 г. в Стокгольме.

Праздник на поле клуба «Унитас». К.П.Бутусов, его жена Павла Карловна (рядом со священником).Источник фото

Состав команды «Унитаса» был уникален. В ней играли целые династии: пять братьев Бутусовых – Константин, Василий, Александр, Павел и Михаил. Василий стал впоследствии одним из лучших арбитров страны, ему одному из первых присвоили звание судьи всесоюзной категории по футболу. Михаил 12 лет выступал за сборную СССР и около 20-ти лет – за сборную Ленинграда.
Братья Хлопушины – Антоний (вратарь команды) и Георгий (хавбек) – о них речь впереди. Как водится, в команде были двое англичан – Алекс Монро и Уильям Эндрю.

В нападении в левом краю играл Виталий Валентинович Бианки (1894-1959), впоследствии ученый и литератор, чьими книгами мы все зачитывались в детстве.

 


Виталий Бианки

Кирилл Бутусов

 

Но самым знаменитым игроком команды был Петр Петрович Соколов (1891–1971), лучший правый защитник России тех лет. Мощный, атлетического телосложения красавец, с великолепно поставленным ударом. Он прожил долгую и совершенно фантастическую жизнь, которая заслуживает отдельного рассказа.

Олимпийская сборная России отплывает в Стокгольм на Олимпийские игры. Пароход «Бирма», 1912 г., СПб.
В центре с папкой К.П.Бутусов, третий слева П.П.Соколов.Источник фото


 

РУССКИЙ ДЖЕЙМС БОНД

Петр Соколов родился 16 февраля 1891 г. в СПб в семье статского советника. В 1909 г. он окончил гимназию имени Александра I и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В футбол начал играть с 15-ти лет.
«Бекъ г-н Соколовъ. Игралъ в «Олимпiйской командѣ» Россiи. Игрокъ высокаго класса. Отлично бѣгаетъ при отражении атакъ противника. Даетъ мастерски удары с заворотомъ. Умело принимаетъ мячъ на голову. Не теряется даже въ самые опасные моменты. Среди любителей футбола имеетъ почти равное число друзей и недруговъ. Послѣднiе ставятъ ему в вину то, что многiе игроки боятся къ нему близко подходить. <…>
Мастеръ забивать голи с пенделя. Почти 99 проц. вѣрныхъ попаданiй. Участвовалъ почти во всѣхъ международныхъ матчахъ сборной команды Россiи».

Это характеристика Петра Соколова из еженедельного журнала «Ученикъ».

Сборная России на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 г. Второй слева П.П.Соколов

 

Еще он был известен в столичных спортивных кругах, как талантливый борец и боксер. Его, несомненно, ожидала блестящая спортивная карьера, однако все жизненные планы спутали война и революция.
В манере игры Петра Соколова была одна характерная особенность - перед пробитием штрафных и угловых ударов он имел привычку сплевывать на поле, за что получил у болельщиков прозвище "Петя-плюнь!". Вскоре у него появится множество прозвищ, которые будут называть уже псевдонимами.

В Первую мировую войну Соколов поступает в 3-ю Петергофскую школу прапорщиков, которую заканчивает в 1917 г. В тот же год был произведен в прапорщики. В 1917 г. служил в военной контрразведке в районе Торнио (север Ботнического залива).

Возникшее после октябрьского переворота 1917 г. государство Петр Соколов, убежденный монархист, наотрез отказался считать своим.

Привыкнув еще в Первую мировую считать англичан союзниками, Соколов в 1918 г. вступает в сотрудничество с британской разведкой. В тот год в Петрограде он знакомится с легендарным Полом Дьюксом (Paul Dukes), «человеком с сотней лиц». Он же агент ST 25, он же учитель рисования Сергей Илич, он же инженер Александр Маркович, он же литературный критик Александр Банкау, он же чекист Иосиф Аференко.

Ипостаси Пола Дьюкса в Советской России

 

Дьюкс был любовником близкой приятельницы Ленина, которая стала настоящим кладезем информации. Используя свои навыки перевоплощения, он проник даже в Политбюро ЦК ВКП(б), Коминтерн и ВЧК.

По поручению Дьюкса Петр Соколов отправил в занятый англичанами Архангельск донесение о положении в Петрограде. Затем работа Соколова в белогвардейском подполье и сотрудничество с английской разведкой стали постоянными.
Он перебрался в Финляндию и в течение 1919 г. не один раз, рискую жизнью, переходил или переплывал на катере советскую границу, доставляя инструкции для Дьюкса и возвращаясь назад с добытыми разведчиком сведениями. По просьбе англичан в качестве проводника он переправлял в Петроград и обратно нужных им людей.

Осенью 1919 г. чекисты напали на след самого Дьюкса. Он понял, что надо уходить и вызвал самого надежного проводника — Соколова, получившего оперативный псевдоним «Голкипер». Семь дней Дьюкс ночует в склепах на Смоленском православном кладбище, затем вместе с прибывшим Соколовым они садятся в поезд, идущий в Белоостров.
Поначалу всё шло гладко, но, вдруг по вагонам разнесся шепот - проверка документов. Дьюкс и Соколов на полном ходу спрыгивают с поезда, сутки проводят в лесу, не разжигая огня. Через день к вечеру они добираются до Белоострова, и Соколов переводит Дьюкса через границу в 6-ти км. выше по течению реки Сестры.
Пол Дьюкс навсегда покинул Россию, а через несколько дней ЧК установила имя его проводника.
Вызволение Дьюкса из большевицкой России, безусловно, добавило Соколову авторитета перед англичанами. На него было возложено руководство нелегальным разведпунктом в Терийоки (ныне Зеленогорск).

В 1922 г. Соколов купил дачу в 5-ти км. от Терийоки и женился на дочери местного купца Носова. Здесь он создает футбольный кружок — играют вместе финны и русские, в том числе, товарищи Петра Соколова по «Унитасу».

Футбол в Терийоках. Второй слева – П.П.Соколов

 

В 20-е годы агенты, подготовленные Соколовым, как, впрочем и он сам, многократно переходили советско-финскую границу. Одними из самых активных ходоков на территорию СССР стали бывшие одноклубники Соколова - Антоний и Георгий Хлопушины. И если первому его тайные путешествия удачно сошли с рук, то второй был арестован ОГПУ в 1927 г. в Одессе и оказался в центре крупного шпионского скандала. Он был захвачен во время связи с давним английским агентом, служащим Совторгфлота Альбертом Гойером и, получив 10 лет срока, бесследно сгинул в недрах ГУЛАГа.

Тогда же советская контрразведка пыталась склонить Соколова к сотрудничеству, но безуспешно. В 1930 г. финские власти заставили Соколова перебраться вглубь страны. Он, оставив семью в Терийоках, переезжает в Хельсинки, где служит грузчиком на табачной фабрике Фенния. Петр Соколов снимает квартиру у своего давнего друга Кирилла Бутусова в доме на Urheilukatu 16 B, рядом с главным футбольным полем Финляндии. Откуда из окон 6 этажа можно было прекрасно наблюдать все спортивные соревнования.

В доме слева жили Кирилл Бутусов и Петр Соколов

 

В эти годы он участвовал в деятельности многих русских эмигрантских организаций, имевших свои отделения в Финляндии, – «Русского Общевоинского союза», «Братства Русской правды», «Союза младороссов». Блестящий спортсмен и интеллектуал, Соколов редактировал популярную среди русского зарубежья газету «Русское слово», руководил деятельностью союза «Иван Сусанин».


«ГОВОРИТ ФИНЛЯНДИЯ»

Начало 1939 г. Европа живет в предчувствии новой мировой войны. Бывший русский офицер Петр Соколов поступает добровольцем на финскую военную службу. Его определяют прямиком в Генштаб.

Тогда же в Хельсинки тайно приезжает Пол Дьюкс и проводит там 2 недели. Он уже был посвящен королем Георгом V в рыцари и стал единственным в истории человеком, посвящение которого полностью основано на достижениях в шпионаже.

Пол Дьюкс (слева) и Петр Соколов (справа). Источник

 

О чем они говорили между собой — неизвестно. Но к этому времени относится один совершенно невероятный эпизод. Соколов появляется в Ленинграде.
Знаменитый советский футболист Михаил Бутусов встречает его у своего дома На Зверинской улице на Петроградке.
Супругу Бутусова вспоминала, что еще никогда не видела своего мужа таким бледным и растерянным..
— Закройте все двери, никому не открывайте, не отвечайте на звонки. В городе Соколов!- это звучало, как сигнал чрезвычайного бедствия и опасности.
Что это было: тайная разведка в преддверии Зимней войны или секретные переговоры, и, главное, как мог попасть Соколов в феврале 1939 г. в Ленинград — вопросы, остающиеся без ответа.

Вторая мировая война. Соколов — главный пропагандист финского вещания, обращенного на Россию. Его голос можно было слышать каждый день, когда на радио звучало: «Говорит Финляндия». Обладая прекрасным басом, Петр Соколов считался в эмигрантских кругах лучшим русскоязычным радиокомментатором в Европе и мог составить серьезную конкуренцию Юрию Левитану — своему сопернику по информационно-пропагандистской войне из Совинформбюро.

Немцы удивляются необычности этой агитации: в ней Россия занимает слишком много места и совсем нет нацизма. Помимо этого — работа в школах, готовящих разведчиков из числа советских граждан, перешедших на сторону противника. Немцы не слишком доверяли Соколову, помня о его связях с английской разведкой. К этому времени многие участники русских эмигрантских организаций, в равной степени ненавидевших и захватчиков-немцев, и большевиков, погибают в нацистских лагерях.

Остается добавить, что Петр Соколов был известен под разными псевдонимами: «Соколовский», «Соловьянов», «капитан Эриксон», «Кольберг». Если суммировать характеристики, которые дали ему на допросах пойманные НКВД и «Смершем» агенты, вырисовывается весьма колоритный образ бывшего защитника сборной России по футболу: «Как антисоветский деятель Соколов пользовался большим авторитетом в высших финских кругах... Хитрый, опасный и сильный враг... Пользовался большой популярностью среди эмигрантской молодежи, знавшей его, как боксера, борца, тяжелоатлета и отличного футболиста.
Организовывал эмигрантскую молодежь в спортивные, театральные и хоровые кружки, при этом сам имел хорошо поставленный голос... Тщательно конспирирует свою личную жизнь и семейное положение... Спиртные напитки употребляет умеренно, женщинами не увлекается... Всегда имеет при себе пару браунингов, хороший большой нож и морскую свайку...».


Соколову удается избежать смерти и после окончания войны. Он, как опытный разведчик трезво оценивший ситуацию, в сентябре 1944 г. незаметно уходит через север Финляндии в Швецию.

В списки «узников Лейно» Соколов не попал, но опергруппа офицеров контрразведки, работавшая в составе Союзной контрольной комиссии в Финляндии во главе с помощником начальника ГУКР «Смерш» ген.-майором Кожевниковым, активно пыталась выйти на его след. В конце концов совместной директивой ГУКР «Смерш» и НКГБ СССР он был объявлен во всесоюзный розыск как особо опасный государственный преступник, подлежащий при обнаружении немедленному аресту. В розыскной ориентировке сообщались его приметы: высокого роста, широкоплечий, лысый, глаза серые, нос большой с горбинкой. Розыск был прекращен только в 1954 г.

В нейтральной Швеции началась третья жизнь нашего героя. Он, наконец, отошел от шпионских страстей, вернулся к карьере спортивного тренера, женился, воспитал двух сыновей и скончался лишь в 1971 г., в возрасте 80 лет.
Петр Петрович Соколов похоронен на кладбище в Энчёпинге, недалеко от Стокгольма. Его надгробье украшает скромная шведская надпись «Peter Sahlin» (место захоронения разыскал петербургский историк российского футбола Юрий Лукосяк).

Хочется верить, что когда-нибудь о жизни русского Джеймса Бонда будет написан роман.
Замечательный финский кинопублицист Арво Туоминен год назад снял на эту тему фильм «Тайные игры Петра Соколова». Кажется, он был даже показан в конце 2014 г. в Выборге.

Почти все фильмы Туоминена демонстрировались на Санкт-Петербургском телевидении, но эта история, цель которой понять и примирить тех, кто сражался по разные стороны идеологического фронта, как сообщили «Выборгские Ведомости», не выйдет в российский эфир: «Сейчас в России не то время. Телевидение больше не интересуется такими сюжетами. Формата таких фильмов на СПб-ТВ больше нет».
 


Основные источники:

Николай Тарунтаев. Российские футболисты в Финляндии. Неизвестные страницы истории. «СПЕКТР» - русско-финская газета, № 8, 2009 г.
Олег МАТВЕЕВ. Тайные игры Петра Соколова. «Футбол», № 41, 1998 г.
ШПИОН ИЗ ЦЕНТРА НАПАДЕНИЯ. Россия, 2002 г., 52 мин., пр-во «Адамово яблоко». Реж. Иван Криворучко.

 

Источник: v_murza