Поделиться:
5 января 2014 23:30

«Скоро будет Рождество — гадкий праздник буржуазный»

Только в 1991 году Рождество Христово стало выходным днем, получив тем самым признание на государственном уровне после 70 лет забвения и выкорчевывания его из народного сознания. Большевики с самых первых дней после большевистского переворота бросили все силы на то, чтобы высмеять праздник, опозорить и унизить верующих.

«Скоро будет Рождество — гадкий праздник буржуазный…» — писали пролетарские поэты в большевистских газетах. И с этим «буржуазным праздником» всячески боролась власть. Крымский обком партии в 1923 г. принял постановление о праздновании «комсомольского рождества», которое должно было преследовать три цели: отвлечь население от празднования Рождества Христова, «создать религиозный праздник, который бы создавал антирелигиозный быт», развить широкую антирелигиозную пропаганду.

Для этого были брошены все средства на пропаганду. Творчество, публицистика, даже самые знаменитые поэты, как Вл. Маяковский приложили руку к борьбе с «буржуазными пережитками». Вл. Маяковский писал: «Мой ответ недолог: нечего из-за сомнительного Рождества Христа  миллионы истреблять рожденных елок». В 1921 г. 21 декабря, как раз под Рождество, вышел первым номер «Безбожника». Коммунисты устраивали «колядования» по улицам городов, глумясь над праздником. Комсомольцы ходили с богохульными песнями, «славя Советскую власть по примеру того, как подростки славят рождество». Мастерские Мейерхольда готовились ставить антирелигиозныме постановки «Непорочное зачатие» и «Ночь под Рождество в комсомольском клубе».

В Москве был устроен настоящий шабаш, когда по центру города разъезжали машины с ряженными в священнические одежды комсомольцами, а среди толпы шныряли люди в костюмах чертей. В Борисоглебске, Кирсанове были сожжены под пение «Интернационала» фигуры Бога. В Полтаве комсомольцы именем советской власти требовали впустить их в дома жителей, чтобы «колядовать», что в итоге привело к избиению рабочими коммунистической молодежи.

Нередко коммунисты по случаю своего «рождества» напивались в усмерть. Так, например, в эмигрантской газете «Возрождение» в 1928 г. писалось: «В Москве музыканты исполняли „фокстрот дыбом“. На мотивы фокстрота начались жизнерадостные физкультурные танцы. Всю ночь вызывалась скорая помощь. Алло! проломили голову! Опоили водкой! Работница отравилась алкоголем. В пьяном виде зарезали рабочего. В бессознательном состоянии найден неизвестный человек с бутылкой в кармане. Пьянка кончилась поножовщиной. Пьяные ошпарились кипятком. Нервный припадок от перепоя. Пьяный выпал из окна… Зарезали глухонемую девушку и т. д. и т. п. Не на все случаи скорая помощь выезжала. Не хватало автомобилей. Свыше 50 человек умерли от пьянства». Некий крестьянин из села Рассохина Тамбовской губернии сообщал: «А на следующее утро — амбулатория больницы — набита битком. Охают, стонут, кряхтят. Тут и объевшиеся — накинувшиеся после поста, на жирную рождественскую свинину и на тяжеленные горячие пироги и кулебяки. Больше всего — опившихся: с одутловатыми, отекшими, изжелта-бледными лицами, с отдышкой, сердцебиениями с дрожью головы, рук и ног. Много избитых, израненных, изувеченных: парень, у которого в 18 местах поранена «железной перчаткой» голова; другой парень с наполовину отрезанным ухом; женщина, которой пьяный муж понасажал синяков и царапин по всему телу. Да, нечего сказать, весело у вас на селе провели рождество».

 

Велась особая агитация и среди детей в школах и детсадах. Детям разъяснялось о вредности празднования буржуйских праздников. Поэт Введенский писал: «Мы с тобой — враги попам, Рождества не надо нам». Газета «Комсомольская правда» писала на своих страницах: «Праздновать рождество — значит праздновать рабство с невежеством!».

 

С начала первой безбожной пятилетки к Рождеству стали стараться закрывать церкви и превращать их в клубы. За неделю до Рождества Христова в Чудовом монастыре московского Кремля был взорван собор Чуда Архангела Михаила.

 

К антирелигиозному празднованию Рождества подготавливалась сдача икон и их сожжение. В 1930 г. газета «Известия» писала: «1930 лет гуляет по белу свету несуразная рождественская сказка, состряпанная в угоду паразитам. Надеть ярмо рабочему на шею, ударить революцию крестом по голове — вот подлый классовый смысл рождественской легенды».

 

Однако, об успехе вытравливания праздника можно судить по протоколам заседания 1938 года того же крымского Обкома партии, который констатировал кризис антирелигиозной пропаганды: «Совершенно недостаточно кадров, квалифицированных пропагандистов и агитаторов по антирелигиозным вопросам. Плохо и слабо используется печать и литература по антирелигиозным вопросам. Обком считает, что в условиях значительной активизации церковников и религиозных организаций, а также прямого смыкания церковников с контрреволюцией такое невнимание к вопросам антирелигиозной работы и допущение ее упадка наносит огромный вред общепартийному делу и заставляет в ближайшее время поставить антирелигиозную работу как один из боевых участков партийной работы».

 

В итоге большевики заменили Рождество празднованием Нового года. И по сей день в России принято отмечать с большим размахом и весельем встречу Нового года в самый разгар поста, нежели Рождество Христово.