Поделиться:
15 апреля 2013 00:00

Это величайший символ христианской правды Белой борьбы

Весной 1918 года, в апреле-мае, арестовывали и доставляли в Екатеринбург Алапаевских мучеников (великая княгиня Елизавета Федоровна, ее келейница инокиня Варвара, пятеро князей), а Белая армия, созданная генералом Алексеевым, шла в первый поход на Кубани. Ледяной поход, неудачный с военной точки зрения, но беспримерно героический, оказал моральное влияние, «нужно зажечь светоч, чтобы оставалась хотя бы одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы», как сказал ген. Алексеев. Потери огромны, армия обескровлена и обезглавлена: погиб Главнокомандующий Добровольческой армии генерал Корнилов, но он погиб, сражаясь против большевиков — и его смерть имела не меньшее значение, чем его жизненный путь. При отступлении Белая армия тайно хоронит Корнилова, красные обнаружили могилу Белого генерала и затем страшно, сатанински надругались над его телом.

На Пасху с Белыми соединился Дроздовский (он погибнет в начале следующего года).

23 июня 1918 года 8-тысячная Добровольческая армия (под командованием Деникина и Алексеева) начинает свой Второй Кубанский поход. 25 июня гибнет герой Ледяного похода генерал Марков.

17 и 18 июля (по новому стилю) 1918 года — два жестоких убийства представителей царского рода Романовых — в Екатеринбурге и в Алапаевске.

Второй Кубанский поход был успешным, завершился разгромом почти 100-тысячной кубанской группировки красных войск и взятием 17 августа 1918 года столицы кубанского казачества, Екатеринодара.

В начале октября смерть настигает генерала Алексеева, его тело уже не хоронят в родной земле, и мертвый генерал представлялся врагом для большевиков, его останки будут погребены в столице Сербии Белграде.

31 октября 1918 года Белая Армия адмирала Колчака освобождает Алапаевск от красных убийц и обретает мощи святых мучеников Алапаевских. Тела святых Белые увозят с собой в эмиграцию, князья похоронены в Пекине (после 1945 г. на месте склепа был построен гараж), а Елизавету Федоровну, согласно ее желанию, перевозят на Святую Землю. В 1921 году тела великой княгини Елизаветы и сестры Варвары погребены в Иерусалиме.

Что я хочу сказать этой известной всем хронологией?

Она потрясает!

Путь Белой армии и путь Новомучеников — это один путь.

Новомучеников Алапаевских убивают Красные, но обретают не местные верующие, как можно было бы ожидать, нет. Обретают мощи Новомучеников — Белые. Это один из величайших символов правды Белой борьбы.

И обретя тела мучеников — не оставляют, а уносят с родной когда-то земли — уносят с движением Белых войск. И это было спасением святых останков от поругания и уничтожения.

Святые могут вернуться на родную землю почитанием Новомучеников — но только тем же путем — вместе с памятью о Белых воинах.

Много лет в домовом храме, расположенном в историческом здании на набережной Невы (дом заложен в 20-х годах 18 века, до революции это было подворье Ярославской епархии, место пребывания Ярославского архиерея во время нахождения его в столице), хранится святыня Белой армии, переданная приходу св. Анастасии Узорешительницы протопресвитером Борисом Бобринским (потомком императрицы Екатерины Великой) — Крест, вырезанный из дерева воинами Добровольческой армии во время боевых действий, в критический момент — в окружении, перед угрозой гибели. Крест хранился у офицера по фамилии Харченко, он был с ним в Турции, затем во Франции, где работал в шахтах, а после его смерти овдовевшая супруга передала его Александре Андреевой-Корневой со словами: «Молитесь, детка! Молитесь, это необыкновенный крест. Он не только побеждает зло, выводит людей из беды, но на нем еще и застыла великая Любовь к Господу Богу нашему людей, которых Он спас. Глядя не него, человек становится лучше».

Мы так надеялись, что после прославления Новомучеников произойдет и преображение сердец постоветских людей. Но этого не произошло, чему за последние годы были посвящены многие статьи и выступления известных священников. Почему не произошло? Предлагались разные ответы, но даже для себя самого никто из выступавших удовлетворительного ответа не нашел. Я рискну предложить очевидный ответ: вместе с прославлением Новомучеников должны были мы вспомнить благодарным словом и Белых воинов. Когда общество выберет Белых, а не Красных, тогда и только тогда появится и почитание Мучеников и Исповедников 20 века. А поскольку происходило не так, то мы имеем, что имеем. Новомученики либо не вызывают особого интереса у православных, либо принимаются вместе с культом Сталина и другими достижениями России в 20 веке, что, возможно, даже хуже, чем равнодушие.

Но все же что-то в нашем Отечестве начинает происходить. И отрадно, что место этих положительных сдвигов (я бы даже сказала — исторических сдвигов, потому что необходим именно сдвиг исторических пластов, чтобы преодолеть Советскую эпоху) — Церковь, храм, община, приход, братство.

15 ноября 2012 года, в 155-ю годовщину со дня рождения генерала Алексеева и в 95-ю годовщину со дня организации на Дону Добровольческой армии, в храме св. Анастасии Узорешительницы и свв. благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских установлен и освящен киот в память генерала Алексеева и чинов всех Алексеевских частей.

12 апреля 2013 года, накануне 95-летия со дня гибели генерала Корнилова — был освящен второй киот, в память Корниловцев. Промыслом Божиим приход как раз заказал две иконы Новомучеников: икону преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары (в иконе будут частицы мощей этих святых, которые недавно получил приход св. Анастасии из Иерусалима) и икону трех святителей 20 века — Патриарха Тихона (он подолгу жил в этом доме, когда был Ярославским архиереем, и служил в этом храме) с митрополитами Петроградскими Вениамином (Казанским) и Серафимом (Чичаговым). Примечательно, что икона не содержит титулатуры митрополита Серафима — «Ленинградский», на иконе он единственный из трех святых указан с фамилией: «митр. Вениамин Петроградский, патр. Тихон Московский, митр. Серафим Чичагов». В этом тоже есть правда Христова — не «историческая правда», а духовная: не может быть имени «Ленин» на иконе даже в таком виде — как титула правящего архиерея, впоследствии прославленного Церковью в чине священномученика.

Особый промысел и в том, что в храме великомученицы Анастасии, великой благотворительницы, появились святые мощи великой княгини Елизаветы, также благотворительницы и мученицы. И как Анастасия — не русская подвижница, ставшая любимой святой в России, которая приняла христианство и вместе с верой получила сонм святых покровителей, так и Елизавета — не русская по рождению, ставшая русской святой. И как в имени храма, в освящении его соединились имена Анастасии с тремя русскими святыми князьями — Феодором, Давидом и Константином, так и Елизавета Федоровна соединена с несколькими русскими князьями в своей мученической кончине.

Интересно и такое совпадение: св. князь Феодор много лет жил «в эмиграции», в Орде, где родились и воспитывались его сыновья, князья Давид и Константин. Его житие сообщает: «До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине». Опять совпадение! Князья, брошенные в Алапаевскую шахту вместе с вел. кн. Елизаветой и инокиней Варварой были погребены Белыми, воинами-эмигрантами, в Пекине.

Киоты в память частей Белой армии установлены в храме, где хранится уникальная святыня — Крест Добровольцев, вырезанный Белыми воинами во время Гражданской войны, а освящены — на Крестопоклонной седмице.

Да, это могут быть всего лишь любопытные детали истории. Но есть и другое представление: для верующих людей совпадений не бывает. Мы верим, что Промысел Божий неотступно действует в нашей жизни.

Промысел Божий был и в том, что иконы Новомучеников и создание киотов в память Добровольцев были заказаны приходом св. Анастасии и центром «Белое Дело» в одно время, появились в храме в одно время и соединились. Это не просто символично, это соединение подействовало на меня как обжигающее пламя Правды и Любви. Увидев молитвенный образ российских мучеников 20 века в памятных киотах со знаками частей Белой армии, я не просто поняла этот простой и возвышенный смысл русской истории, я увидела его — так, как может не «дать понять», а именно показать (как показал многострадальному Иову) только Бог: память о Новомучениках имеет совсем особый смысл, обращенный именно к нам с деятельным призывом, если соединена с памятью о подвиге тех, кто в 17-18 году совершал свой земной выбор между добром и злом не колеблясь, не останавливался перед угрозой смерти и тяжелых лишений, терял жизнь, здоровье, семью, родину — ради единственной убежденности, что на земле должно быть место Свету, и когда со всех сторон человека обступает тьма, неправда, что единственный выход — приучаться жить в новых обстоятельствах, но надо хотя бы попытаться зажечь этот свет в самом себе.

Огромная радость, что в замечательном петербургском храме появились два памятных киота Добровольческой армии и что предназначены они оказались для икон Новомучеников.

Памятные киоты — распространенная традиция русских храмов, приходов в эмиграции. Хочется верить, что сегодня еще не поздно возвращать на родную землю святыни и традиции, унесенные Белыми в русское рассеяние. Но для этого требуется очень много усилий.

А главная боль, пожалуй, это легко распространяющееся сегодня советофильство, ренессанс Красной идеи. Не произошло у нас должного покаяния (греч. метанойя — перемена ума, переведено у нас как «покаяние» и мы стали плохо понимать, что это такое), и «возрождение» пошло какое-то кривое, с разными чужеродными примесями, с красным оттенком... Каково же средство очищения от скверны, поселившейся в сердцах и умах постсоветских россиян?

Церковь знает средство — молитва. Думаю, молитва перед иконами Новомучеников в Добровольческих киотах — хорошее средство. И помощь великомученицы Анастасии Узорешительницы здесь будет очень уместна — она, по церковному преданию, особо помогает освободиться от уз, а ведь узы могут быть не только физические (тюрьма), это могут быть и узы, например, происхождения и воспитания («нас так воспитали, нас так научили, мы уже не изменимся»), и узы греха («а в чем мне каяться?»).

Святая Анастасия, моли Бога о нас, моли об освобождении нас от всяких уз, препятствующих на пути ко Христу и Его Правде.