Поделиться:
23 мая 2013 00:00

Паломничество в Левашово

Часть I. События
 
Паломничество в Левашово – место массового захоронения репрессированных в годы сталинских репрессий.
 
10 февраля 2013 г. Русская Православная Церковь в очередной раз совершила память Новомучеников и Исповедников Российских. В этот день Церковь вспоминает братьев и сестёр невинно убиенных большевицкой богоборческой властью.
 
В этот день группа прихожан подворья Тихвинского мужского монастыря вместе с настоятелем иереем Михаилом (Владимировым) совершила паломничество в Левашовскую пустошь – место массового захоронения репрессированных.
 
Иерей Михаил совершил в храме подворья утреннюю литургию особенно проникновенно и произнёс проповедь. После литургии прихожане отправились к месту паломничества. По лицам паломников было видно, что каждый из них внутренне готовился к этой поездке: чувствовалась внутренняя духовная сосредоточенность.
 
Что чувствовало сердце каждого паломника в этот день? Вероятно, каждый ехал, чтобы помолиться за своих родственников и близких, которые навсегда остались в недрах ГУЛага. Для многих Левашово превратилось в символическое место захоронения именно своих близких. Как писала Анна Ахматова, «хотелось бы всех поимённо назвать...» Ведь репрессии коснулись практически каждой семьи – большевики везде находили «врагов народа»... Кого-то расстреляли, кого-то замучили в лагерях, кого-то запытали в тюрьмах... Поэтому этот день так близок сердцам паломников.
 
По дороге в Левашово автор этих строк, который был в этой поездке экскурсоводом, рассказал об истории репрессий 1930–1940-х годов, происходивших в Ленинграде и Ленинградской области, об истории возникновения и функционирования Левашовского могильника.
 
История мест массовых захоронений репрессированных еще ждет своего исследователя. Таких мест множество: Левашово, Токсово, городские кладбища Санкт-Петербурга...
 
Однако некоторые исследования уже появились. В частности, об истории Левашовского захоронения в 1999 г. была издана книга «Левашовское мемориальное кладбище» (переиздана в2002, 2006 и 2012 годах) на русском и английском языках под эгидой Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации С.-Петербурга.
 
Приведем один из эпизодов этой книги, описывающий трагедии, которые хранит в себе Левашовская земля…
 
«…Уголок лесной тишины, ограждённый высоким забором с колючей проволокой поверху. Ухоженные дорожки. Редкий звук колокола. «Могилки», устроенные посетителями совсем не так, как на обычных кладбищах: на деревьях – портреты расстрелянных; на земле – выложенные шишками или камушками холмики... Ни о ком нельзя сказать точно, что он погребён именно здесь.
 
История тайного могильника НКВД, расположенного неподалеку от посёлка Левашово, началась в 1937 году – в год 20-летнего юбилея октябрьской смуты и органов ВЧК-ОГПУ-НКВД.
 
2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о проведении широкомасштабной «операции по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников». 31 июля 1937 года начальник Управления НКВД по Ленинграду и Ленинградской области Л.М. Заковский получил из Москвы экземпляр секретного оперативного приказа наркома внутренних дел Ежова о немедленном начале операции. По плану, утверждённому в приказе для Ленинградской области, «тройка» в составе начальника УНКВД, прокурора области и второго секретаря обкома ВКП(б) должна была, начиная с 5 августа, в течение четырёх месяцев приговорить «по первой категории» – к расстрелу – 4000 человек, а «по второй категории» – к заключению в лагеря и тюрьмы – 10 000 человек.
 
НКВД предписывали составление расстрельных списков «шпионов» на местах для последующего утверждения московской «двойкой» – Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР.
 
Был введен в действие приказ НКВД о репрессировании «жён изменников Родины» и их детей. Отдельный план (обратите внимание на этот термин – речь идёт не о наказании за совершенные преступления, а о количественном плане расстрелов и репрессий – примечание автора настоящей статьи) на расстрелы поступил в Ленинград для Соловецкой тюрьмы. Началась «ежовщина» 1937–1938 годов.
 
В состав Ленинградской области входили тогда также территории нынешних Мурманской, Новгородской, Псковской и части Вологодской областей. Здесь и разворачивались операции Ленинградского управления НКВД.
 
Арестовывали по анкетным данным: за политическое прошлое, за социальное происхождение, по национальному признаку... Арестовывали по доносам. Арестовывали на основании подложных протоколов допросов. Изуверские пытки стали нормой следствия. Все планы на аресты и приговоры к декабрю 1937 года были выполнены и перевыполнены. В области прошли показательные процессы над «врагами народа». В 1938 году террор продолжился с новой силой.
 
Казни по приговорам Особой тройки УНКВД ЛО, Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР, военных трибуналов, Военной коллегии Верховного суда СССР и спецколлегии Леноблсуда были не сравнимы по масштабу с политическим террором предыдущих лет советской власти. Согласно исследованиям, в 1937 году в Ленинграде тайно расстреляны 19 350 граждан; в 1938 году, согласно официальным данным, 20 769 граждан. Среди них – известные учёные: японисты Н.А. Невский и Д.П. Жуков, византинист В.Н. Бенешевич, физик-теоретик М.П. Бронштейн, поэты Николай Олейников и Борис Корнилов, религиозный философ о. Павел Флоренский... Среди них – рабочие и крестьяне, учителя и студенты, священники, врачи, военные, железнодорожники, директора заводов и дворники... Все были зачислены во «враги народа».
 
Обречённых на расстрел привозили в Ленинград, где приговоры приводили в исполнение сотрудники комендатуры УНКВД ЛО. Однако расстреливали и в других городах области (Новгороде, Боровичах, Пскове, Лодейном Поле, Белозёрске), и в лагерях. Заключённых Соловецкой тюрьмы расстреляли, судя по сохранившимся документам, в урочище Сандармох близ Медвежьегорска, в Ленинграде и в Соловках.
 
Видимо, ещё до начала массовых операций было понятно, что для погребения небывалого количества казнённых потребуется новый могильник под Ленинградом. По сохранившимся свидетельствам, местами захоронений расстрелянных в годы советской власти служили также участки Ржевского артиллерийского полигона у посёлков Старое Ковалёво, Бернгардовка и Токсово и городские кладбища Петрограда-Ленинграда. Для этой цели Управлением НКВД летом 1937 года стал использоваться обнесённый глухим забором и строго охранявшийся мелколесный участок Парголовской дачи Парголовского лесхоза близ поселка Левашово. В феврале 1938 года участок был окончательно передан Управлению НКВД.
 
Предположительно, тела казнённых возили в Левашово на автомашинах с августа 1937-го по 1954 год.»
 
Полную абсолютно точную статистику репрессированных, их персональные данные, а также места их захоронений вряд ли когда-нибудь будет возможно восстановить. Однако возможно оценить масштаб репрессий. Например, согласно письма Начальника Управления КГБ СССР по Ленинградской области А.А. Куркова в КГБ СССР от 19.04.1989 с просьбой разрешить информировать общественность о месте захоронения жертв политических репрессий (архив УКГБ по Санкт – Петербургу и Ленинградской области) следует, что «всего по актам исполнения приговоров, здесь (т.е. в Левашово – прим автора) захоронено свыше 46 тысяч человек <….> По далеко не полным данным уголовного и иного преступного элемента захоронено из 46 тысяч более 6 тысяч человек <…>.» Из этого же письма следует, что площадь кладбища составляет более 10 га. Нетрудно посчитать, что средняя плотность захоронений составляет 0,46 чел. на 1 кв.м. Таким образом, Левашовский мемориал воздвигнут буквально на костях…И очевидно, что узнать персональные данные погибших уже совершенно невозможно.
 
…По приезду в Левашовскую пустошь паломники пошли к одному из мест символического захоронения. Идя по тропинкам пустоши, я чувствовал в воздухе постоянное присутствие людского горя и слёз. Было впечатление, что слышны последние предсмертные крики мучеников или, наоборот, их тихие предсмертные молитвы, лай чекистских псов и... выстрелы, выстрелы, выстрелы...
 
Иерей Михаил Владимиров совершил литию по невинно убиенным. Молитвы в тишине пустоши слышались особенно отчётливо и звучали особенно проникновенно. У многих на глазах появились слёзы. Никто не говорил, но по выражениям лиц паломников было видно, что все переживали огромную боль и скорбь...
 
Часть II. Размышления
 
Казалось бы, что у большинства современного российского общества трагедия Новомучеников и Исповедников Российских должна была вызвать душевное сострадание.
 
Однако только у мыслящего меньшинства подобные настроения возникли, благодаря чему и состоялись немногочисленные мемориальные и молитвенные мероприятия, подобные вышеописанному. Большинство же с глубоким равнодушием восприняло этот день.
 
Автор имел возможность побывать в этот день в нескольких православных приходах и с глубоким сожалением вынужден констатировать подобное поведение: большинство прихожан, прослушав проповедь священников, равнодушно разошлись по домам… Кто-то ссылался на занятость, кто-то на семейные дела…
 
Подобные обстоятельства вызвали к жизни размышления о причинах подобного равнодушия, с которыми автор хотел поделиться с читателем.
 
1.​ Советская ментальность как образ мировосприятия большинства современного общества.
 
Двадцать два года назад советское государство прекратило свое существование, потерпев поражение во всех земных отраслях бытия. Но одно коммунисты добились совершенно точно: они создали новый тип человека, лишенного веры и не связывающего себя ментально с прошлым России.
 
Новый тип человека содержал в себе и особый психотип. По меткому выражению современного историка А.Б. Зубова «… Советский человек был научен лгать, чтобы выживать и тем более, чтобы делать карьеру. Он уже не старался, как все нормальные люди, наиболее точно облечь свои мысли в слова, а дела явить воплощением слов, но словами скрывал мысли, а дело привык никак не спрягать со словом» ( «Двадцать лет без СССР – советский человек пережил СССР», газета «Ведомости» от 21.11.2011, № 219 (2985).)
 
Тоталитарная идеология добилась главного — она сформировала людей, у которых вообще нет никаких идеалов. Людей, у которых нет потребностей идей.
 
Образ подобного человека благополучно перекочевал и в наши дни стал доминантным для большинства членов современного российского общества. Даже более того, на взгляд автора, отрицательные черты подобного менталитета гипертрофированно усилились чертами криминального психотипа (что, следует отметить, вполне объяснимо: многие представители современной элиты вышли из криминала девяностых годов) и стали примером для подражания для очень многих.
 
Зачастую идеалом поведения современных россиян служат манеры «новых русских», которые, в свою очередь скопировали манеру гражданского поведения советской партийной и чекистской номенклатуры (например, снисходительное, а зачастую полупрезрительное отношение обеспеченных россиян к менее обеспеченным согражданам).
 
По мысли протоиерея Георгия Митрофанова, в результате столь катастрофических ментальных изменений в обществе «сформировался определённый тип человека, для которого проблема разрыва исторической преемственности не представляется актуальной <…>, Рождается новая страна, которая отчуждена от своего исторического прошлого, потому что эти 70 лет по существу оказались куда более продолжительным периодом (не с точки зрения хронологии, а с точки зрения глубины перерождения нашего общественного сознания), чем могли бы быть обычные 70 лет. <…>. Коммунизм никто не свергал. Он разложился, мимикрировал и, по существу, остался...» (см. интервью протоиерея Г. Митрофанова «Наш народ попытался совершить самоубийство», сайт «Фонд «Возвращение», 08.11.2011 г.)
 
2.​ Стало ли прославление Новомучеников и Исповедников путем духовного отрезвления от наследия большевизма для большинства российского общества?
 
В начале 1990-ых годов в современной России был очень сильный духовный посыл, связанный с обретением екатеринбургских останков, который, при условии восприятия нравственного примера духовной жизни последней Царской Семьи, мог сильно изменить духовное лицо нашего общества.
А далее, осмысление исторических событий, которые привели к появлению огромного Сонма Новомучеников, должны были дать обществу духовную шкалу оценки этих страшных исторических событий.
 
Но подобной реакции не произошло. Советский человек, шагнувший в нашу современность, оказался невосприимчив к подобному духовному росту над собой.
 
Почитание Новомучеников в нашей стране отнюдь не стало сколько-нибудь распространенным. Протоиерей Георгий Митрофанов высказался еще более озабоченно на эту тему: «Я часто задумываюсь над тем, что не стала ли наша канонизация Новомучеников способом забвения их сути, потому что, если всерьёз о них размышлять как о святых, которые к чему-то обязывают, то уже не будешь жить той спокойной, духовно сытой жизнью, к которой многие стремятся сегодня даже в Церкви» (см. протоиерей Георгий Митрофанов - вышеназванное интервью).
 
3.​ О Сталинославии.
 
При подобном состоянии душевного равнодушия к трагедии своего собственного народа совершенно не удивительно, что в обществе, с приближением очередной годовщины сталинградской битвы, вновь возникли чувства симпатии по отношению к сталинщине.
 
Причем аргументы подобных симпатий не меняются многие десятилетия: мол, нельзя воспринимать репрессии однозначно негативно, ибо они были оправданы государственной необходимостью индустриализации ради победы в будущей (!?) войне, предсказанной Сталиным, а уже в ходе войны без насилия над советскими военнослужащими (например, в виде заградотрядов) не могла быть одержана сталинградская победа, да и победа в войне вообще…
 
Автор не считает необходимым комментировать абсурдность подобных измышлений.
 
Достаточно упомянуть колоссальные успехи столыпинской модернизации, проходившей в нормальной гражданской и экономической обстановках, и тот факт, что русская императорская армия одерживала выдающиеся победы (например, во время Великой войны) и никогда не нуждалась в заградотрядах.
 
Что касается предсказаний Сталина и его желания подготовить страну к оборонительной войне, то сам товарищ Сталин неоднократно высказывался о войне захватнической с целью «уничтожения капиталистического окружения» (см. И.В. Сталин «История ВКП(б), краткий курс», 1938 г.), а найденный и опубликованный в 1990-е годы план захватнической войны «Соображения к плану стратегического развёртывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками» (ЦАМО РФ, Ф. 16, Оп. 2951, Д. 237) не оставляет никаких сомнений на сей счёт.
 
Аргументы защитников сталинщины – плод невообразимого цинизма по отношению к огромному числу как поимённо известных Новомучеников и Исповедников, так и ещё более – к неизвестным… Плод, ещё раз повторюсь, колоссального равнодушия к трагедии своего собственного народа, своих близких, наконец!!!
 
Более того, попытки оправдания сталинского насилия и Сталина лично – это попрание Евангельской истины, попытка подмены Христа Дьяволом.
 
В конечном счете, в этом состоит опасность личного спасения для человека (тем более, если он себя считает православным верующим): ведь там, где сердце Твое, – будешь и Ты… И после смерти рискуешь оказаться не в раю вместе с Новомучениками, а в аду – вместе со Сталиным, Лениным, Гитлером и им подобными.
 
«Бог долго ждет, да сильно бьет», – так говорится в русской пословице... Справедливость этой пословицы неоднократно проверена историей нашей многострадальной России.
 
Так способны ли мы быть со Христом и во Христе?