Реставрация памятника на могиле воинов СЗА в Ивангороде
По инициативе редакции журнала исторической России «Михайлов День» и Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза, а также при поддержке МПИКЦ «Белое Дело» в Ивангороде началась реставрация памятника на братской могиле воинов Северо-Западной армии.
Пояснительная записка
Проект реставрации памятника воинам белой Северо-западной армии разработан по заказу МПИКЦ «Белое Дело».
Все сведения и материалы, изложенные в краткой исторической справке, взяты из опубликованных источников, в частности, из книги Сергея Геннадиевича Зирина «Голгофа Северо-западной армии 1919–1920 гг. Венок памяти соотечественникам».
Обмерные чертежи, на основании которых разработан проект реставрации, были сделаны архитектором Н. А. Демченко в ноябре 2014 года.
Фотографии, использованные в проекте, сделаны 14 ноября 2014 года Николаем Лаврентьевым, Максимом Лебедевым и Ильей Поповым.
Краткая историческая справка
С середины 1990-х гг. поздней осенью по сложившейся уже традиции отмечаются дни памяти белой Северо-Западной армии (СЗА), трагическая гибель которой в конце 1919 г. едва ли может кого-нибудь оставить равнодушным. Вышедшая недавно книга исследователя этой темы из города Ямбург (Кингисепп) Сергея Геннадиевича Зирина так и называется — «Голгофа Северо-Западной армии 1919–1920 гг. Венок памяти соотечественникам».
Больше 15 лет С. Г. Зирин накапливал документальную базу по СЗА, используя различные документы и рукописи из российских и зарубежных архивов, привлекая материалы из частных (семейных) собраний потомков северо-западников из России, Южной и Северной Америки, Европы и стран Балтии, провел тщательное исследование и отбор документов.
Более 100 фамилий содержит Краткий биографический справочник этой книги, около 50 названий используемых источников и литературы, 333 примечания с подробностями и комментариями. Книга, выпущенная в 2011 году издательством «Береста», правдиво и подробно отвечает на вопрос «Что же случилось тогда, в конце 1919 года, у стен Ивангорода и Нарвы?»
Отступившая из-под Петрограда Северо-Западная армия оказалась у эстонской границы. Сзади были красные, от которых пощады ждать не приходилось, впереди — эстонская армия, встретившая северо-западников без всякой симпатии.
Как отмечает С. Г. Зирин, между эстонским и русским Северо-Западным правительствами не существовало соглашения на случай отступления русской армии и принятия на эстонской территории беженцев. Их в Нарву не пропускали, и людям пришлось оставаться несколько дней и ночей под открытым небом в сильные морозы; много детей и женщин умерло. Только после усиленных переговоров с эстонскими властями последние разрешили впустить обозы беженцев, колонны войск и военнопленных для размещения в Ивангороде и его окрестностях. Что же касается СЗА, то боеспособные части распределили на участках нарвского фронта на узкой полоске земли от Ропши до Усть-Черново, а деморализованные после разоружения и ограбления перевели вглубь Эстонии.
В меморандуме от 16 декабря 1919 г. правительство Эстонии так объяснило свою позицию: «Было бы безумным самоубийством разрешить дезорганизованным враждебным массам перейти границы Эстонской республики, а тем более собраться в тылу эстонской армии, которой нужны все ее силы для отражения бешеных атак военных сил русских советов».
Мотивировалось это «имперскими устремлениями» командования СЗА и его враждебностью по отношению к эстонской независимости, пронемецкой ориентацией некоторых русских генералов. С. Г. Зириным справедливо отмечается, что авторов меморандума не смутил тот факт, что северо-западники «своим героизмом внесли весомый вклад в защиту Нарвы и помогли эстонцам отстоять независимость Эстонии ценой своих жизней».
Впрочем, корни этого противостояния уходили еще в предшествующие события 1919 г.: эстонское правительство испытывало недоверие к СЗА, считая, что Белое движение в целом выступает с идеей «единой и неделимой России», не предусматривающей независимость новых государств. А потому руководство новоявленной Эстонской республики настаивало, чтобы командование СЗА признало ее независимость. Однако изначальная позиция Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака была такова, и генерал Н.Н. Юденич находился между двух фронтов.
Стоит заметить, что немалая часть простых жителей Эстонии, эстонских крестьян бескорыстно помогала русским беженцам. Но дальше случилось самое страшное: среди находившихся в Ивангороде и Нарве военнослужащих СЗА началась эпидемия тифа и испанского гриппа, в результате значительная часть воинов погибла не от военных действий, а от болезней.
По данным С. Г. Зирина, на территории Эстонии в страшных мучениях скончалось от эпидемии, по крайней мере, больше 12 тыс. воинов Северо-Западной армии. Это при строевом составе армии в 19 тыс. штыков и сабель в наступлении на красный Петроград в октябре 1919 г.! Точное число умерших гражданских беженцев неизвестно, в одной только Нарве скончалось от эпидемии 1700 жителей.
Весной 1919 г. выжившие от тифа русские воины и беженцы были принудительно отправлены эстонскими властями на лесозаготовки, добычу торфа и сланца. По сути, это был рабский труд. Протесты против произвола властей грозили насильственной выдачей в РСФСР, что неоднократно и происходило.
До сих пор современные исследователи обозначают братские могилы, как в «русской», так и в «немецкой» Нарве лишь местами упокоения северо-западников, опуская свидетельства очевидцев о фактах погребения, как на Нарвском (Ивангородском) Знаменском, так и на Нарвском Сиверсгаузенском кладбищах, всех вместе: белых воинов, пленных красноармейцев (в основном, безусых мальчишек, насильно мобилизованных Троцким) и беженцев.
Гибель СЗА оставила свой печальный след на кладбищах Ивангорода и Нарвы. Первый общий памятник на месте братских могил северо-западников был воздвигнут в октябре 1920 г. на Сиверсгаузенском кладбище в Нарве. Затем, в 1921 г., братские могилы были приведены в порядок русскими изгнанниками и местными жителями и окружены заботой и уходом.
На Ивангородском (Нарвском Знаменском, ныне Петропавловском) кладбище братские могилы северо-западников пребывали в заброшенном состоянии до середины 1930-х гг. Причина проста: нищенское существование бывших чинов СЗА и беженцев на территории Эстонии. Несмотря на это, в сентябре 1936 г. здесь был установлен памятник.
С тех пор и по сегодняшний день дело увековечения памяти павших северо-западников целиком и полностью находится в руках неравнодушных людей, активистов, подвижников.
В тесном сотрудничестве с Мемориально-просветительским и историко-культурным центром «Белое Дело» открыты четыре каменных памятника в России. Первый из них установили в октябре 2008 года у Крестовоздвиженского храма в селе Ополье, в 15 км от Ямбурга (благотворитель Н. М. Литвинов, Ямбург); также были открыты три каменные плиты с именами северо-западников в Нарве (благотворитель — А. Н. Макаров, Москва).
С 2003 г. в Пскове прошло уже пять международных научно-исторических конференций «Белое движение на Северо-Западе России и судьбы его участников». В ноябре 2010 г. в Ямбурге состоялась 1-я международная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию окончания Гражданской войны на Северо-Западе России».
Описание памятника
Памятник представляет собой небольшой (высотой 145 см) восьмиконечный крест, воздвигнутый на семиступенчатой голгофе (высотой 134 см). У основания креста — четырехгранный постамент (высотой 46 см) в виде усеченной пирамиды с надписями на трех чугунных досках.
Слева, с восточной стороны, надпись:
«Б О Л Ь Ш Е С Е Я
Л Ю Б В Е
Н И К Т О Ж Е
И М А Т Ь
Д А К Т О Д У Ш У
С В О Ю П О Л О Ж И Т
ЗА Д Р У Г И С В О Я».
Все буквы этой надписи сохранились.
На фасаде, с северной стороны, чугунная доска с надписью:
«Н А С Е М Ъ М Е С Т Е
П О К О Я Т С Я
С Т Р А Д А Л Ь Ц Ы
В О И Н Ы С Е В. З А П.
А Р М I И О Т Ъ Р А Н Ъ И
Т И Ф О З Н * Г О М О Р А
С К О Н Ч А В Ш I Е С Я В Ъ 1920
И М Е Н А Ж Е И Х Ъ Т Ы
Г О С П О Д И В Е С И».
В слове «ТИФОЗН*ГО» утрачена одна буква, по старой орфографии буква «А».
Справа, на западной стороне, надпись:
«М Ы
У Б Л А Ж А Е М Ъ
Т IЪ Х Ъ
К О Т О Р Ы Е
Т Е Р П Е Л И».
Чугунные крест и постамент многослойно окрашены «серебрянкой», так что буквы, профилированный контур креста и другие детали почти не просматриваются.
Кирпичное основание, оштукатуренное толстым слоем цементно-песчаного раствора, символизирующее Голгофу, состоит из двух частей: южной, в виде усеченной пирамиды, и северной — ступенчатой, которая со временем немного отвалилась от основной южной части. Штукатурный раствор имеет трещины, а в некоторых местах отсутствует или покрыт мхами. Ступени «голгофы» окрашены белой масляной краской.
Памятник включает в себя также и участок земли, 40х2,36 м, отделенный от кладбища оградой в виде бетонных столбиков 20x20х80 см, соединенных между собой двумя рядами труб, диаметром 7 cм, длиной около 3 м. С южной стороны участок ограждает каменная стена толщиной 38 cм, высотой около 1 м, накрытая грубо обработанными каменными плитами, толщиной 7-8 см. Ширина плит не одинаковая, более 40 см. Длина плит от 50 до 90 см, между плитами различные промежутки, ничем не прикрытая каменная кладка на цементно-песчаном растворе.
По краям с востока и запада участок ограничен вставленными в кирпичную стену трубами на том же уровне, длиной 1,85 и 1,75 м, которые соединяют ее с бетонными столбиками 20х20х80 см.
Площадь земельного участка памятника — 90 кв. м.
Площадь голгофы — 1,89 кв. м, высота — 1,34 м.
Площадь верхней площадки голгофы — 0,46 кв. м (715 х 610 мм).
Объем кирпичной кладки голгофы — 1,6 куб. м.
Объем каменной кладки южной стены — 15,2 куб. м.
На расстоянии 2,4 м от стены вкопаны 13 столбиков, соединенных двумя рядами труб. Из 26-ти труб 18 подлежат замене. Общая длина труб (D=70 мм) — 52,14 м: L=1,9х3=5,7 м, L=3,01х4=12,04 м, L=3,02х9=27,18 м, L=3,60х1=3,60 м, L=3,62х1=3,62 м.
Площадь каменного покрытия южной стены — 40х0,4 м = 16 кв. м.
Проектом предусматриваются следующие мероприятия:
- очистить чугунный крест и постамент от многослойного красочного слоя и воссоздать утраченную букву А на западной чугунной доске;
- очистить кирпичную кладку голгофы от штукатурного слоя, сделать вычинку кирпичной кладки и заполнить трещины цементно-песчаным раствором;
- оштукатурить кирпичную кладку по сетке цементно-песчаным раствором;
- сделать вычинку каменной стены за голгофой, предварительно очистив ее от грибов и деструктивного раствора;
- восстановить верхний ряд каменных плит, прикрывающих каменную кладку стены, уложив плиты на раствор и заделав раствором промежутки между плитами;
- расчистить от грунта нижний ряд труб, соединяющих бетонные столбики вдоль земельного участка памятника; заменить сгнившие и утраченные трубы нижнего и верхнего рядов новыми, по типу существующих;
-
спланировать уклоны грунта, примыкающие к голгофе и к стене с уклоном от кирпичной и каменной кладки для лучшего водоотведения.
Месторасположение объекта: Ленинградская область, г. Ивангород, православное кладбище
Кураторы проекта: С. Г. Зирин и И. В. Попов
Публикации по теме
-
Илья Попов. Возрождение мемориала
Смета на реставрационные работы
Если вы хотите помочь этому проекту, воспользуйтесь удобным для вас способом перечисления пожертвований в адрес МПИКЦ «Белое Дело» с обязательным указанием, что деньги предназначаются проекту в Ивангороде.