17 сентября 2013 00:00
Взлет и падение «Русского сокола»
На исходе лета, 29 августа 1912 года, на Сенатскую площадь стройными рядами вышли 250 учениц из двенадцати гимназий и школ, предводительствуемые учителем. Одеты они были в форменные платья с белыми передниками и вязаные белые шапочки, а в руках держали трехцветные кокарды. Девочки дружно проделали несложные сокольские упражнения. Это был Высочайший смотр средних учебных заведений, который принимал Государь император Николай II со свитой. Всего за пять лет до этого сокольство в Российской империи было если не запрещено, то не поощрялось, и даже само слово «Сокол» в значении движения или организации публично не употребляли. Но прошло несколько лет, и в стране уже существовали десятки обществ, были выстроены сокольни, сокольская гимнастика вводилась в школе и армии. Чем же сокольство — движение, созданное чехом Мирославом Тыршем — привлекло россиян? И насколько широко успело оно распространиться — чтобы исчезнуть после большевистского переворота?
В России сокольское движение появилось, прежде всего, благодаря своей гимнастической стороне, как еще одна система физического воспитания. С 1830-х годов здесь уже были известны немецкая система гимнастики Turnen и шведская, созданная П. Х. Лингом. Если в первой ценились точность, прямые линии и углы, а целью упражнений считалось воспитание силы и выносливости и укрепление воли, то гимнастика Линга во главу угла ставила гармоничное развитие тела и была более терапевтической, медицински обоснованной. Поначалу гимнастика практиковалась в основном живущими в Российской империи немцами и шведами, но в 1832 году Великий князь Михаил ввел гимнастику — а именно, шведскую — в кадетских корпусах. В других учебных заведениях таких занятий не существовало, и лишь в 1871 году гимнастику ввели как обязательный предмет в Устав гимназий и прогимназий. Однако из-за отсутствия как штатной единицы преподавателя гимнастики, так и подготовленных кадров, выполнить это решение не представлялось возможным. В результате во многих гражданских учебных заведениях гимнастику или не преподавали вообще, или же ее вели отставные унтер-офицеры — на свой, военный, лад, в виде строевой подготовки.
После катастрофической для страны войны с Японией и революционных событий 1905—1907 годов ветер в России переменился. Премьер-министр П. А. Столыпин выдвинул лозунг «революции отпор, стране реформы». Одной из этих реформ стало введение сокольской гимнастики. Начиная с 1907—1908 годов, сокольство предстало в новом видении — не как чешская антиавстрийская затея, а как новое движение, на которое возлагается миссия остановить, пользуясь словами А. И. Солженицына, «красное колесо» революции. «Соколами» стали сам Столыпин и его малолетний сын, и таким образом с сокольства был снят запрет.
Фактически же к тому моменту сокольские общества существовали в России уже почти полвека. В 1881 году директор Первой Тифлисской гимназии Л. Л. Марков выписал себе на должность преподавателя одного из лучших чешских соколов — Ю. Грумлика. Вслед за ним в Россию преподавать гимнастическую систему Тырша отправились Скотак, Потучек и Лукеш; с 1889 по 1914 год в 386 учебных заведениях страны работали около двухсот чешских «соколов», в том числе 36 женщин.
В 1882 году в Москве открылось Русское гимнастическое общество; устав его был утвержден годом позже. Среди членов-учредителей — генерал-губернатор князь П. Г. Волконский и писатели В. А. Гиляровский, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой. Цели общества, помимо укрепления и восстановления здоровья, свободного управления организмом, красоты и пластики, включали и политические, заимствованные у чешского сокольства: «любовь к народу, каждый — малая частичка огромного целого; отдельный человек ничто, целое — всё». Занимались в обществе разными видами гимнастики, включая сокольскую (ее преподавали чехи Франтишек Ольшаник и Фердинанд Шнепп). С момента основания в обществе существовал детский класс, с 1892-го — женский, а в 1903 году общество взяло в аренду известный на всю Москву каток на Патриарших прудах — тот самый, на котором встретились герои толстовской «Анны Карениной», Левин и Китти.
В 1900 году в Тифлисе открылось Гимнастическое общество, уже совершенно откровенно сокольское по структуре, идеологии и гимнастической терминологии, разработанной Тыршем. Председателем общества, по-сокольски –«старостой», становится брат (все «соколы» — «братья» и «сестры») Ю. Грумлик, заведующим «залом», т. е. строем, гимнастикой и спортом, «начальником» по-сокольски, избирается брат Ф. Лукеш. Но по-прежнему обществу не разрешают именоваться «сокольским». В том же 1900 году в Санкт-Петербурге и в Киеве возникают Чешские гимнастические кружки; три года спустя они переименовываются, соответственно, в Общество Север и Общество Юг. В том же 1903 году основано и утверждено властями Гимнастическое общество в Ташкенте. В 1905 году это общество и Общество Север в Санкт-Петербурге проводят гимнастические праздники. А в 1908 году обвалом происходит переименование этих и других гимнастических обществ в «сокольские»: московское общество теперь называется «Первое русское гимнастическое общество Сокол в Москве», Общество Север разделяется на три — «Сокол-1», «Сокол-2» и «Сокол-3». Начинают выходить журналы: «Вестник русского сокольства», «Российский сокол» и «Сокол, популярный научно-педагогический журнал, посвященный вопросам о физическом воспитании».
Чем же, кроме своего идейного содержания — панславизма, — сокольская система отличается от немецкой или шведской? Мирослав Тырш — как известно, преподаватель истории искусства в Университете — особенно ценил эстетику, красоту движений: в его гимнастике, как в балете, требуется тянуть носок, «оформлять» пальцы рук и делать плавные переходы между движениями. По образцу древних греков он считал, что красота тела соединяется с красотой духа. В арсенал гимнастических упражнений «соколов» входили красивые коллективные движения, перестроения и группировки, выполняемые четко и синхронно; практиковались упражнения с булавами, кольцами, палками и пирамиды. Движения прямолинейные и резкие, но без многочисленных повторений, как в немецкой системе. «Соколы» первыми ввели специальные гимнастические костюмы и упражнения под музыку. Женщины также смогли принять участие в занятиях и смотрах-состязаниях — для них были созданы специальные упражнения, близкие к танцу, и упражнения с шарфами или «снежками».
В 1908—1910 годах по поручению Военного министерства были подготовлены два варианта гимнастики для армии — шведский и сокольский. Изданный в 1910 году циркуляр «Наставление для обучения войск гимнастике» утвердил второй: за основу физических упражнений в армии была принята сокольская гимнастика. Тогда же из Чехии были приглашены специалисты — «соколы», доставлено значительное количество гимнастических снарядов и оборудования для организации учебных занятий. Большими тиражами издавались учебные пособия. В Главной гимнастическо-фехтовальной школе преподавателем гимнастики был «сокол» Франтишек Эрбен (в эту школу чехов-инструкторов приглашали и раньше, начиная с 1889 года). После Высочайшего смотра этой школы в 1911 году Эрбену был пожалован орден Станислава II-й степени. Николай II любил посещать школу и наблюдать за занятиями. Так, 14 февраля 1913 года он записал в своем дневнике: «В 10 час. поехал в Петербург в Глав. гимнаст.- фехтовальную офицерскую школу. Провел в ней два часа с большим интересом. Дело поставлено правильно и прочно. Гимнастика производится лихо и отчетливо».
Вскоре сокольству стало благоволить и Министерство народного просвещения. В 1912 году сокольская гимнастика преподавалась в 855 средних учебных заведениях, немецкая — в 415, шведская — в 296. Кружки сокольской гимнастики создавались в высших и средних учебных заведениях ведомства. А 4 июня 1910 года товарищ министра народного просвещения, сенатор Крыжановский, утвердил Устав Союза Русского Сокольства. Союз провозглашал своей целью «распространять телесные упражнения для подъема физических и нравственных сил русского народа». Менее чем через год в Москве, в здании Первого Реального училища, состоялся первый общий съезд Союза, на котором присутствовали представители пятнадцати обществ из одиннадцати городов. На этом съезде российское сокольство оформилось и как движение идейное — славянского национализма. Съезд постановил «принять в полном объеме сокольскую идею славянских братьев, как благородное стремление к физическому, моральному и духовному оздоровлению и совершенствованию личности и народа». В то же время не были забыты и имперские цели: говорилось, что «сокольство в России должно служить одним из элементов спаяния племен Российской Империи во имя блага и мощи России». Наконец, на третьем месте стояли «принципы демократизма, любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизма».
Несмотря на столь ангажированную программу, съезд продолжал настаивать на том, что сокольство является «культурным институтом, чуждым всяких политических замыслов». Тем не менее, председателем Союза был избран Александр Степанович Гижицкий, дворянин Херсонской губернии, депутат Государственной Думы от Подольской губернии, камергер императорского двора, известный своей националистической позицией. Вторым лицом в Союзе был граф Владимир Алексеевич Бобринский, член фракции русских националистов в Третьей Думе и лидер неославянского движения. Этот потомок Екатерины II поддерживал русское движение в Прикарпатской Руси, субсидировал русскую прессу в Австро-Венгрии, участвовал в Славянском конгрессе в Праге в 1908 году. По его поводу прошелся Саша Черный (в стихотворении «Зеркало»):
Каждый день с утра он знает,
С кем обедал Франц-Иосиф
И какую глупость в Думе
Толстый Бобринский сморозил...
В дискуссию о сокольстве включились либеральные политики. В. Д. Кузьмин-Караваев — депутат Государственной Думы первого и второго созывов от Тверской губернии, сторонник отмены в России смертной казни — предупреждал об опасности панславизма (в статье «Сокольство и идея славянского единения», 1912): «В России нет давящего русскую народность врага, потому одна и та же, по содержанию, национальная славянская идея обращает борьбу во имя ее в преследование». Франтишек Эрбен оказался в сложном положении: будучи председателем одного из сокольских обществ, он, естественно, сокольское движение поддерживал, однако напоминал своим российским коллегам, что одной антинемецкой идеи недостаточно: «Сокольство создавалось вовсе не исключительно в противовес нашествию германцев, … оно имеет также просветительские и человеколюбивые задачи» («Нужно ли России сокольство?», 1913).
И все же, антинемецкая направленность Русского Сокола была очевидна. Из зала Думы эта тенденция распространилась в гимнастический зал. Участники Первого съезда заявили: «Мы считаем немецкие гимнастические общества национальными обществами и в союзы с ними не вступаем». Один из пропагандистов физической культуры в нашей стране Г. А. Дюперрон жаловался на то, что все существовавшие к тому времени в Петрограде гимнастические общества созданы немцами, финнами или эстонцами и обслуживают только представителей этих национальностей. Государственную же гимнастику для России, по его мнению, могут создать только «соколы»: «Славянская организация сокольских обществ, а главное сокольская гимнастика более пригодна для нас, нежели гимнастика немецкой школы» («О лиге, о соколах и о шведах», 1914). Союз русского сокольства намеревался открыть учебное заведение для подготовки преподавателей гимнастики и обратился с этим к академику В. М. Бехтереву, основателю Психоневрологического института в Петербурге.
Бехтерев еще студентом-медиком участвовал в Русско-турецкой войне, служил врачом в действующей армии, присутствовал при осаде Плевны. Еще с той поры он симпатизировал славянскому движению, и когда оно было в России легализовано, стал его активным участником. Бехтерев возглавил петербургское общество «Сокол-3», а в 1912 году присутствовал на слете в Праге вместе с товарищем министра народного просвещения Шевяковым и А. Гижицким. В 1915 году (с некоторым опозданием, по причине начавшейся войны) вышла его брошюра-отчет «Юбилейные дни в Праге». Бехтерев приобщил к сокольству и свою дочь Екатерину — она была членом Технического комитета СРС, входила в руководство Обществом «Сокола-1», ездила в 1912 году на слет в Прагу. Женщины — как их называли, «соколицы» или «соколки» — были важными участниками движения. Когда в 1910 году в Москве проводился праздник легкой атлетики, все спортсменки, участвовавшие в состязаниях, оказались членами сокольских обществ — «соколками».
Первый общий слет русского сокольства — по примеру слетов, которые каждые четыре года проводили чешские «соколы» — наметили провести в 1914 году в Москве. Готовиться к нему начали заранее — в 1913 году представители 22-х сокольских обществ собрались в Киеве, чтобы обсудить программу будущего слета. Обсуждали правила состязаний и демонстрации упражнений мужчин и женщин; встал и вопрос об отношении сокольства к спорту. Гимнасты в целом смотрели на спорт — в особенности, профессиональный — с большим подозрением, считая, и не без основания, что в спорте страдают принципы гармонического развития и коллективизма. Один из «соколов» (оставшийся анонимным) даже разразился стихотворной критикой спорта, сетуя на то, что спортсмены используют сокольские организации для своих целей:
Под крылом могучим «Сокола»
Много «Спорт» нашел тепла,
Хорошо, уютно около
Соколиного крыла,
Так начиналось его стихотворение. А кончалось оно призывом к Соколу порвать со спортом:
Ну и рвись, гнилая ниточка,
Обратись скорее в тлен.
Отворяйся, дверь-калиточка,
Уходи-ка, брат спортсмен!
Уходи без слез, без жалобы,
Сокол, знай: на грудь свою
Принимать не надлежало бы
Ядовитую змею…
(журнал «Сокол», 1914, №1–2, с. 14–15)
К слету был подготовлен эскиз значка — силуэт птицы-сокола с раскрытыми крыльями и штангой в когтях. В заключение подготовительного съезда в Киеве «увеселительная комиссия» устроила бал-маскарад, где была прочитана лекция-пародия «Наша система» (см. иллюстрации к этой статье), показаны карикатурные упражнения и характерные танцы.
Однако то, что столь бодро началось, закончилось, увы, печально. Из-за войны общероссийский слет так и не состоялся, а «соколы» почти в полном составе отправились добровольцами на фронт и очень многие обратно не вернулись. Последовавшая за войной революция окончательно погубила русское сокольство. Советская власть смотрела с подозрением на любые общественные организации, а тем более военизированные или гимнастические, видя в них очаг контрреволюции. В самом начале 1920-х годов, вместе с другими дореволюционными спортивными и гимнастическим обществами, сокольство было запрещено, а немногие уцелевшие его участники репрессированы. В это время появились физкультурные кружки при рабочих артелях, которые впоследствии объединились во всесоюзное физкультурно-спортивное общество «Спартак», заимствовавшее многое от «Сокола». Возрождение сокольства началось гораздо позже, после распада Советского Союза, в начале 1990-х, но об этом — в другой статье.
Источник: Русское слово (опубликовано с разрешения редакции)