Поделиться:
19 марта 2013 00:00

На Украине найдены и опубликованы фотографии из личного архива графа Ф.А. Келлера


История альбома Ф. А. Келлера не менее интересна, чем личность самого графа, знаменитого военачальника Русской Императорской армии, «первой шашки России», убитого в 1918 г. в Киеве. Только спустя 50 (!!!) лет (альбом хранится в фондах ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного с августа 1943г., но, видимо, научно-исследовательская работа архиву мало знакома, что является болезнью, распространенной и мутирующей среди музеев, библиотек и архивов, так сказать, прости им, Господи, ибо не ведают, что хранят) открылась тайна имени его владельца. Это стало возможным благодаря запросу, который поступил в архив в 2005г. от гражданки Канады Людмилы Белоблоцкой с просьбой помочь в поисках фотографии ее бабушки Зинаиды Александровны Мажаровой — сестры милосердия в годы Первой мировой войны. Вместе с запросом поступила электронная копия сохраненного фрагмента фотоснимка З. А. Мажаровой, рядом с которой на снимке, со слов госпожи Белоблоцкой, должен быть генерал от кавалерии граф Ф. А. Келлер.
Первые попытки найти фото с присланным фрагментом или какое-нибудь иное с изображением З. А. Мажаровой не увенчались успехом. Безрезультатными были и поиски фотографий генерала Ф. А. Келлера. Учитывая степень сложности запроса, пришлось расширить круг поисков и обработать весь массив фотодокументов периода Первой мировой войны. Среди фотодокументов этой тематики внимание архивистов привлек фотоальбом под названием «Война 1914—15—16гг.», прежде всего наличием в нём фотоснимков, посвященных 10-й кавалерийской дивизии и ІІІ конному корпусу, опять-таки, видимо, найденный на задворках архива и впервые увиденный. Интерес к этим фотографиям усиливала информация госпожи Белоблоцкой о том, что З. А. Мажарова в 1915-1916гг. была сестрой милосердия в составе именно 10-й кавалерийской дивизии.
В ходе специального исследования вышеупомянутого фотоальбома отыскать интересующий снимок не удалось. Но любопытным архивистам показался тот факт, что все снимки, как и сам альбом, подписаны одной рукой от первого лица. Листая страницы старого альбома, почти на трети фотографий наталкивались на изображение неизвестного представителя высшего офицерского состава с характерными чертами внешности: высокий рост, волчья папаха, старая солдатская шинель и т. п. То обстоятельство, что это лицо не указано ни на одном снимке, натолкнуло на мысль, что перед нами владелец альбома, который, по всей видимости, и есть командир вышеуказанных воинских подразделений. Лишь обратившись к историческим источникам и публикациям, сравнив фото из альбома с опубликованными фотографиями генерала Ф. А. Келлера, историки получили подтверждение своим догадкам.
На снимках в альбоме разносторонне представлена история воинских частей, которые находились под командованием генерала Ф. А. Келлера: военные действия, военный быт, ряд знаковых персоналий. Географический ареал охватывает территорию современной Черновицкой области Украины, Молдовы, Румынии.
Характерной особенностью альбома является то, что рядом с надписями, размещенными непосредственно под фотографиями, есть общие надписи, которые касаются целого ряда фотоснимков, в частности: «1914год. І-ый Оренбургский Казачий Его Высочества Наследника Цесаревича полк в Карпатах», «1914год. Взятие города Санока 10-ой Кавалерийской дивизией 1-ый раз в сентябре, 2-ой раз в ноябре месяцах», «1915год. Я прощаюсь с 10-ой Кавалерийской дивизией по случаю назначения меня командиром ІІІ Конного корпуса» и т. п. Всё это сразу должно было бы обеспечить атрибутацию фотографий, но почему-то этому предшествовал долгий эвристический путь украинских коллег.
Фотоснимки располагаются преимущественно в хронологической последовательности, но иногда она нарушается. Это позволяет предположить, что альбом формировался после событий, зафиксированных на фото. Так, фотографии, которые освещают визит императора Николая ІІ 18 марта 1916г., размещены перед некоторыми фотографиями 1915г., фотографии из госпиталя, датированные сентябрем 1915г., расположены после снимка, датированного мартом 1917г. и т. п.
Альбом насчитывает 337 снимков, размещенных на 32 листах с обеих сторон, в среднем от 4 до 12 фотографий на каждой странице.
На 21 фотографии есть автограф автора. Им, вероятнее всего, был штаб-ротмистр 10-го драгунского Новгородского полка Петр Александрович Болтин. Он запечатлен на нескольких снимках альбома. Автора остальных фотографий украинским коллегам пока установить не удалось.
Издание спустя несколько лет после обнаружения архива графа Ф. А. Келлера харьковским издательством «Фолио» — первый опыт Центрального государственного кинофотофоноархива Украины имени Г. С. Пшеничного публикации фотоальбома как монодокумента. Побудительным мотивом к изданию альбома графа Келлера стал тот факт, что случаи выявления крупных личных коллекций фотографий участников Первой мировой войны сегодня единичны. Не стоит и говорить, что фотодокументы этого периода несут ценную, иногда единственную в своем роде информацию о важных исторических событиях.
С фотоснимков столетней давности обращается к нам прошедшая эпоха и ее герои, которые стремились, мечтали, действовали. Размыкаются временные границы, прошлое встречается с будущим, становится зримым и более понятным. Издание альбома не только расширит источниковедческую базу исторических исследований, но и поставит новые вопросы перед исследователями, специалистами, ценителями фотоискусства.
Вошедшие в альбом 328 снимков воспроизведены с оригинальных фотографий путем оцифровки. В издание не вошли лишь 9 фотографий из оригинального альбома из-за неудовлетворительного качества или идентичности изображения. Расположение фотографий в издании соответствует последовательности в альбоме Ф. А. Келлера.
Стоит обратить внимание, что учитывая уникальные возможности фотографии, с одной стороны, быть историческим источником, а с другой, — особым видом искусства, которое отображает личный взгляд на то или иное событие, составители альбома поставили перед собой цель максимально раскрыть информационный и художественный потенциал каждого документа. Поэтому для удобства восприятия на каждой странице публикации, в отличие от оригинального альбома, размещено минимальное количество фотографий.
К каждому снимку составителями дана аннотация на украинском и русском языках, которая несет дополнительную, уточненную информацию относительно лиц, времени, места съемки и т. п. Также фотографии сопровождаются и авторскими подтекстовками Ф. А. Келлера. В них без изменений, на языке оригинала, сохранены особенности написания фамилий, званий, названий воинских подразделений, населенных пунктов, дат.
Издание содержит научный комментарий и биографическую статью, которые подготовил нынешний министр образования Украины, доктор исторических наук, профессор Д. В. Табачник — он включает биографические справки о лицах, упоминающихся в тексте, исторические справки о воинских частях, событиях и т. п. Поэтому можно заключить, что издание рассчитано не только на специалистов, но и на широкий круг читателей, интересующихся военной историей.