Поделиться:
18 января 2017 09:54

Трагедия на комбинате «Маяк»

Публикуем два документа, которые свидетельствуют о преступной халатности советской власти при ликвидации последствий так называемой Кыштымской аварии 1957 года, которая привела к масштабному выбросу радиоактивных веществ. Первый документ свидетельствует о халатном отношении при ликвидации радиоактивного заражения в сельском хозяйстве. Второй документ — о том, что должное медицинское обслуживание жителей пораженных областей не было налажено вплоть до 1990 года.


Развалины церкви в деревне Свобода Челябинской области, которая была расселена после взрыва на химкомбинате «Маяк»

Краткая справка об аварии

29 сентября 1957 года на предприятии «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) в 16:22 из-за выхода из строя системы охлаждения произошел взрыв емкости объемом 300 кубических метров, где содержалось около 80 куб. м высокорадиоактивных ядерных отходов.

Взрывом, оцениваемым в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, емкость была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр весом 160 тонн отброшено в сторону, в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ. Часть радиоактивных веществ была поднята взрывом на высоту 1-2 км и образовала облако, состоящее из жидких и твердых аэрозолей.

В течение 10-12 часов радиоактивные вещества выпали на протяжении 300-350 км в северо-восточном направлении от места взрыва (по направлению ветра). В зоне радиационного загрязнения оказалась территория нескольких предприятий комбината «Маяк», военный городок, пожарная часть, колония заключенных и далее территория площадью 23 тыс. кв км с населением 270 тыс. человек в 217 населенных пунктах трех областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. 90 % радиационных загрязнений выпали на территории химкомбината «Маяк», а остальная часть рассеялась дальше.

В советское время Озерск был закрытым городом и назывался Челябинск-40. Место, где произошла авария, было засекречено, а потому за инцидентом закрепилось название Кыштымская авария — по названию расположенного поблизости от эпицентра озера.

Документ № 1

Докладная записка Министерства сельского хозяйства СССР в Совет Министров СССР о результатах проверки радиоактивного заражения животных и фуража в Челябинской, Свердловской областях РСФСР и в Узбекской ССР, 09.07.1958

Министерство сельского хозяйства СССР докладывает, что в апреле — мае специалистами Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии проведена проверка пораженности радиоактивными веществами животных и фуража в Челябинской, Свердловской областях и в Узбекской ССР.

При проверке в Челябинской и Свердловской областях установлено, что в отдельных колхозах значительная часть поголовья имеет признаки лучевой болезни. Заболевание животных лучевой болезнью связано с непосредственным воздействием радиоактивных веществ на животных, а также в результате того, что с октября 1957 г. животным скармливали корма, в сильной степени загрязненные радиоактивными веществами.

Челябинский и Свердловский облисполкомы, проводя мероприятия по ликвидации поражения радиоактивными веществами, не привлекли к этой работе ветеринарных специалистов, в результате чего ряд вопросов выпал из поля зрения комиссий, работающих в очагах поражения. В частности, допускался убой животных, пораженных радиоактивными веществами, причем мясо от таких животных выпускалось в пищу людям без исследования на радиоактивность, мясо и молоко от животных, принадлежащих гражданам, также поступало в пищу людям без исследования на радиоактивность. О результатах проведенного обследования было доложено секретарям Свердловского обкома КПСС тт. Смирнову и Куроедову, заместителю председателя Челябинского облисполкома т. Мамонтову, и на месте принят ряд дополнительных мер к устранению имевшихся недостатков.

В настоящее время в Челябинской и Свердловской областях проводятся мероприятия по ликвидации поражения радиоактивными веществами, определяется степень радиоактивности пастбищ, кормов и сырых продуктов животноводства. Не допускаются в пищу людям продукты животноводства, радиоактивность которых превышает допустимые нормы. В Узбекской ССР в связи со снижением радиоактивности до допустимой концентрации все ограничения сняты.

Поражение радиоактивными веществами в Челябинской и Свердловской областях и Узбекской ССР показало, что местные советские, сельскохозяйственные и ветеринарные органы недостаточно подготовлены для быстрого и правильного принятия мер по выявлению степени радиоактивности объектов поражения и для ликвидации последствий воздействия радиоактивных веществ.

В связи с этим Министерством сельского хозяйства СССР в настоящее время организуются дополнительные меры по повышению квалификации ветеринарных врачей и других специалистов в области радиологии.

Для предупреждения в будущем подобных случаев было бы целесообразно обязать соответствующие организации ставить в известность Министерство сельского хозяйства СССР, в установленном порядке, о предстоящих работах на местности с радиоактивными веществами.

Одновременно Министерство сельского хозяйства СССР сообщает, что ветеринарные учреждения страны не обеспечены необходимой аппаратурой для радиометрических исследований и дозиметрического контроля и просит обязать Госплан СССР выделить необходимую аппаратуру и средства индивидуальной защиты.

Проект распоряжения Совета Министров СССР прилагается (Проект не публикуется. РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 47. Д. 430. Л. 27. — Прим О.И.).

Министр сельского хозяйства СССР В. Мацкевич

Источник: РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 47. Д. 430. Лл. 25–26. Заверенная копия.

Примечание: Такое же письмо послано в ЦК КПСС 9 июля 1958 г. за исходящим № 8/1341кс. Его копия уничтожена по акту 22 сентября 1960 г.


Восточно-уральский радиоактивный след — область, попавшая в зону загрязнения после Кыштымской аварии

Документ № 2

Письмо народного депутата СССР, председателя подкомитета по атомной энергетике и ядерной экологии Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов А.Н. Пенягина председателю Совета Министров СССР Н.И. Рыжкову об оказании помощи Челябинской области в охране здоровья населения, 21.12.1990

Считаю необходимым подчеркнуть, что на территории Челябинской области произошли 3 беспрецедентные радиационные аварии, что привело к переоблучению почти 500 тыс. человек. Последствия таких аварий будут длиться еще неизвестно сколько [времени], но бесчеловечный режим секретности до недавнего времени запрещал гласно ставить проблемы здоровья, что позволяло относиться к области порой хуже, чем к соседним.

Уважаемый Николай Иванович! Считаю вправе требовать реальной помощи Челябинской области и в первую очередь медицинской.

Председатель подкомитета по атомной энергетике и ядерной экологии А.Н. Пенягин

Источник: РГАЭ. Ф. 788. Оп. 1. Д. 1411. Л. 2. Ксерокопия с подлинника.

Примечание: В деле имеется послужившее основанием для составления документа письмо Челябинского городского Совета народных депутатов народному депутату СССР А.Н. Пенягину о тяжелой экологической обстановке в городе и проблемах медицинского обслуживания. В письме также содержится просьба оказать содействие в выделении необходимых валютных средств для приобретения импортного завода готовых лекарственных средств «под ключ». Имеются также положительные ответы Министерства медицинской и микробиологической промышленности СССР в адрес Челябинского горсовета и депутата А.Н. Пенягина (РГАЭ. Ф. 788. Оп. 1. Д. 1411. Лл. 3–6).

Помочь! – поддержите авторов МПИКЦ «Белое Дело»