Поделиться:
10 февраля 2017 09:40

Волга впадает в коммунизм (часть VI)

Возведение на Волге каскада ГЭС и создание водохранилищ привели к необратимым экологическим и гуманитарным последствиям. Статья из цикла «Экологические преступления большевизма» (продолжение; остальные части — IIIIIIIV, V).

Экологическая катастрофа Куйбышевского водохранилища

Затопление водохранилища проходило в 1955-1957 годах в три этапа. Первый начался 31 октября 1955 года, когда у Ставрополя было перекрыто русло Волги, и завершился весной 1956. Тогда уровень воды у плотины Куйбышевской ГЭС повысился до отметки 38 метров.

Второй этап продолжался приблизительно с апреля до июня 1956 года и проходил очень интенсивно. Уровень воды у плотины достиг отметки 46 метров.

Третий, последний этап, проходил в период весеннего половодья 1957 года, когда в июне уровень воды достиг проектной отметки 53 метра.

В итоге за 3 года уровень воды у сооружений Куйбышевского гидроузла повысился почти на 28 метров, а, к примеру, у Ульяновска — на 20 метров. Максимальные глубины составили у плотины гидроузла 41 метр, около Ульяновска — 31 метр, у Казани — 16-18 метров. Кроме русла Волги, под водой оказались ее пойма и ниже устья Камы — низкие надпойменные террасы.

Заполнение чаши Куйбышевского водохранилища закончилось летом 1957 года. Оно затронуло территории Самарской (14,7%), Ульяновской (30,9%) областей и Татарской (50,7%), Чувашской (2,3%) и Марийской (1,4%) республик.

Водосбор Куйбышевского водохранилища (площадь территорий, на которых расположены естественные и искусственные притоки) расположен в восточной части Русской равнины. Площадь водосброса водохранилища составляет свыше 1 миллиона квадратных километров, что равняется площади таких государств, как Англия, Франция, Италия и Австрия вместе взятых. Общая протяженность береговой линии водохранилища — 2604 километров. В него впадает 79 рек длиной более 10 километров и 260 водотоков длиной менее 10 километров.

Средняя глубина водохранилища — 9 метров. Значительная часть водохранилища мелководна: 38% (около 2500 кв. км) акватории имеет глубину всего до 5 метров и только 20% — свыше 15 метров. Это одно из самых мелководных водохранилищ России. Ширина водохранилища колеблется от 2 до 48 километров (при максимальном уровне воды у Камского устья).

Несмотря на свою огромную площадь в 6 150 кв. км. Куйбышевское водохранилище крайне уязвимо по причине своей средней мелководности. Вода, разлившись по огромной равнине заиляется, обрушивает прибрежные берега (что усиливает процессы заилению, образуя водную среду нежизнеспособную для рыб) смывает плодородные земли. Существую огромные участки слабообновляемой водной среды или вовсе стоячей воды. В таких водах размножаются синие водоросли, выделяющие в воду углекислый газ.

Классификация последствий экологической катастрофы

Доктор исторических наук Е. А. Бурдин в книге «Волжская Атлантида» (Ульяновск (Симбирск), 2008) приводит следующую классификацию:

1. Затопление земель (заливных высокопродуктивных лугов, лесных массивов и населенных пунктов).

2. Повышение сейсмической активности в некоторых районах из-за меняющегося уровня давления воды на литосферу (верхняя твердая земная оболочка).

3. Изменение микроклимата окружающей среды.

4. Затопление берегов, заболачивание, абразионные и оползневые процессы.

5. Снижение скорости течения реки, замедление водообмена и самоочищения.

Вкратце рассмотрим основные подтверждающие факты к указанной классификации.

Затопление земель (заливных высокопродуктивных лугов, лесных массивов и населенных пунктов)

Е. А. Бурдин выносит следующее обобщающее суждение об экологическом состоянии всего Волжского бассейна: «Сейчас почти вся Волга превратилась в искусственную водную систему озерного типа, и представляет собой цепочку технических бассейнов, содержимое которых — техногенный бульон» (Бурдин Е. А. Указ. соч.).

Куйбышевское водохранилище затопило 503,9 тысячи гектаров земли, из них пашни — 69,5, сенокосов и пастбищ — 208,3, лесов и кустарников — 163,8, прочих — 62,8 («Быль о мертвой и живой воде. // Экология и жизнь, № 1, 2000 г.). По подсчетам Е. А. Бурдина затопленная водохранилищем территория составляет 589,8 тысяч гектаров (Бурдин Е. А. Указ. соч.).

Абсолютные потери земель в результате сооружения только 14 крупных водохранилищ на Волге составляют около 4 млн га, или 40 тысяч кв. км (Погодина Е. Русский Нил. // Мономах. № 3. 2002.), что почти равняется двум Словениям, или одной Швейцарии.

По другим оценкам, искусственные моря Волжского и Камского каскадов затопили от 2,13 млн. га (Быль о мертвой и живой воде // Экология и жизнь. № 1. 2000.) до 3 млн га (Волжский и Камский каскады гидроэлектростанций. М.-Л., 1960) и даже до 4,8 млн га земель (Волга. Беда и боль России. Фотоальбом. М., 1989). Несмотря на разброс цифровых данных, совершенно ясно: потери огромны.

Частично эта потеря была компенсирована за счет орошения сухих степей Заволжья (орошение саратовских земель стало основной задачей Саратовской ГЭС с образованием саратовского водохранилища, которое затопило 116 тыс. га земель). Получался настоящий театр абсурда «социалистического планового хозяйствования». Из-за некачественного проведения мелиоративных работ и несоблюдения технологии полива многие орошаемые земли засолились.

Строительство каскада ГЭС на Волге привело к затоплению лесов. В результате поднятия грунтовых вод некоторые лесные массивы стали усыхать, видимо, от переувлажнения.

Базисный уровень засоленных земель стал значительно выше, особенно на левобережье Волги, чем был до возведения плотин. Почвы из года в год не промываются, и их плодородие быстро ухудшается. В лесостепных и степных районах содержание гумуса в почве снизилось на 50-60%. А ведь известно, что на формирование 1 сантиметра гумуса (чернозема) необходимо от 100 до 200 лет, и восстановиться он сможет не скоро.

В конце 80-х годов было подсчитано, что только в одном Чкаловском районе Горьковской (Нижегородской) области с полей, прилегающих к Горьковскому водохранилищу, ежегодно смывается до 50 тысяч кубометров почвы Волга, всего за время его существования снесено более 100 миллионов кубометров земли. По очень примерным подсчетам, в волжских водохранилищах сейчас находится более 600 миллионов тонн смытой с берегов земли, а в конце 80-х годов ежегодный смыв почв наносил государству ущерб в 35 миллиардов рублей Волга (Беда и боль России. Фотоальбом. М., 1989.).

Старая Волга обладала уникальной способностью к самоочищению. В естественных условиях (до создания в 1955-1957 годах Куйбышевского водохранилища) Волга проносила со своих верховий в низовья (Астраханскую область) около 25,5 миллионов тонн взвешенных и 45 миллионов тонн химически растворенных в воде веществ (Ромодановский А. Гидрология Волги. // Ульяновская правда. 25 декабря 1957.)

Около 22 млн тонн взвешенных наносов проносила Волга за год у Ульяновска и около 7,5 тонн у Казани. После создания каскада водохранилищ вынос взвешенного материала из-за осаждения уменьшился до 8 млн тонн, а растворенного увеличился из-за загрязнения до 65-70 млн тонн в год. Сей печальный факт объясняется резким — в 10 раз — снижением скорости течения воды в водохранилищах Волжского каскада по сравнению со старой Волгой. Судите сами: до 1955 года вода добегала от Рыбинска до Волгограда за 50 суток, а в половодье и за 30, а сейчас — за 450-500 суток (Бурдин Е. А. Указ. соч.).

Затопление принесло неисчислимые потери в кормовой базе животноводства. В 1968 году сотрудник Казанского НИИ гидротехники и мелиорации Г. Н. Петров, честно и откровенно выразил свою точку зрения: «Затопленные земли (пойма) при надлежащей эксплуатации могли давать высокие урожаи — сена 40-60 и до 80-100 ц/га. Однако при определении ущерба от затопления принималась очень низкая фактическая урожайность затопляемых земель 3-8 ц/га, которая объективно складывалась вследствие условий их ненормальной эксплуатации. Низкая доходность этих земель использовалась в качестве одного из доводов для обоснования целесообразности их затопления» (Волга-1. Проблемы изучения и рационального использования водоемов. Куйбышев, 1971).

А между тем по минимальным подсчетам, при средней урожайности естественных лугов около 35 центнеров с гектара с площади, затопленной волжскими и камскими воодохранилищами, можно было получать ежегодно как минимум 175 тысяч тонн ценного лугового сена. (Структура островных экосистем Куйбышевского водохранилища. М., 1980).

Повышение сейсмической активности в некоторых районах из-за меняющегося уровня давления воды на литосферу (верхняя твердая земная оболочка)

Вся структура подземной гидросферы, ее грунтовых и более глубинных пластовых вод изменена в бассейне Волги до неузнаваемости. Вместе с регулированием уровня воды в водохранилищах, который распространяется на сотни километров, колеблется и уровень подземных вод. Поэтому из-за давления воды как наземной, так и в подземной среде в движении находится вся окрестная земля.

Научные сотрудники института геологии при Саратовском университете выявили зону повышенных амплитуд новейших тектонических движений, проходящую субмеридионально через все Поволжье с юго-запада на северо-восток (Будьков С. У Волги живут недолго // Российские вести. 9 апреля 1993.). Ее ширина — 100-150 км, протяженность 800-1000 километров. Причем зона новейших движений «живет» активной жизнью. Подтверждением этому являются «землетрясения, зарегистрированные в ряде республик и областей. В 80-е годы произошло резкое нарастание природно-техногенных землетрясений силой до 6 баллов в Татарстане, Башкирии, Самарской и Нижегородской областях. С 1990 года землетрясения силой до 5 баллов были зарегистрированы в Саратовской и Волгоградской областях» (Бурдин Е. А. Указ. соч.).

О вкладе атомной энергии в тектоническую деградацию подземной среды

Свой вклад в тектоническую деградацию подземной среды внесло применение атомной энергии. «С 1965 по 1984 год в бассейне Волги было произведено 27 ядерных взрывов — для интенсификации добычи нефти и газа, в целях сейсморазведки (Будьков С. У Волги живут недолго. // Российские вести, 9 апреля 1993; источник указан по: Бурдин Е. А. Указ. соч.).

«На территории бывшего СССР взрывы в мирных целях проводились многократно, хотя точное их число неизвестно…. Атомные бомбы взрывали в соляных месторождениях, расположенных в устье Волги, предполагая таким образом создать подземные резервуары с гладкими стенками для хранения нефти и газа. В разные годы подземные взрывы в мирных целях произведены не менее чем в 120 районах бывшего СССР, в том числе <…> в бассейне Волги (более 20)» (Алексеенко И. Р., Кейсевич Л. В. Последняя цивилизация).

Сведения о применении атомной энергии в народнохозяйственной жизни СССР ошеломили автора настоящих строк. Автор задался вопросом: было ли применение атома на Волге единичным явлением или подобные вещи происходили в СССР достаточно широко? Оказалось, что широко.

На сайте «Википедия» в свободном доступе размещена интернет-публикация «Мирные атомные взрывы в СССР». В частности в этой статье указано, что в СССР были произведены взрывы для следующих народнохозяйственных целей:

  • создание подземных емкостей и хранилищ для создания запаса полезных ископаемых — 42 взрыва,
  • глубинное сейсмическое зондирование земной коры, для выявления залежей полезных ископаемых — 39 взрывов;
  • интенсификация добычи газа и нефти — 21 взрыв;
  • экскавационные эксперименты (выемка и перемещение огромных объемов породы и грунта) — 6 взрывов;
  • ликвидация аварийных газовых фонтанов — 5 взрывов;
  • образование провальных воронок (воронок от взрывов) — 3 взрыва;
  • захоронение жидких токсичных отходов (перекрытие взрывом путей отхода сопутствующим добычи ископаемых вредных отходов не поддающихся очистке) — 2 взрыва;
  • дробление руды — 2 взрыва;
  • предупреждение внезапных выбросов угольной пыли и метана (специализированный взрыв для нужд угледобычи) — 1 взрыв;
  • создание плотины-хвостохранилища путем рыхления породы (специализированный взрыв для нужд нефтедобычи) — 1 взрыв.

Всего: 122 взрыва.

«В 1994 г. достоянием гласности стал страшный факт, связанный с проектировавшимся в 70-е годы перебросом стока северных рек в Аральское и Каспийское моря с целью предотвращения катастрофического падения их уровня <…> Оказывается, каналы, по которым предполагалось перебрасывать реки с севера на юг, должны были прокладывать с помощью серии подземных ядерных взрывов. Работы собирались начать в 1968 г. соединением Печоры с Камой <…> Заказчиком и проектантом выступал «Гидропроект» (Всесоюзный НИИ — разработчик проектов ГЭС. — Прим. О. И.), планировавший осуществить в Пермской тайге 200 ядерных взрывов. Первый взрыв, когда одновременно подорвали три ядерных фугаса, каждый из которых (40 кт) по мощности превосходил взрыв над Японией (20 кт), произвели в 1971 г. В память о нем остались озеро (в 16 км от оз. Чусовское) диаметром 25 км, радиоактивный фон, из-за которого и в 1995 г. дозиметры зашкаливало, да старинная церковь в с. Ныроб с покосившимся и треснувшим фундаментом. Второй взрыв, планировавшийся на 1976 г., не состоялся. Из готовых уже шахт атомные фугасы вывезли, а все остальное бросили в тайге; аппаратура, кабели и прочее оборудование были "утилизированы" местными жителями. Как обычно, в первые годы после взрыва наблюдались явления гигантизма растений в районе радиоактивного загрязнения, хотя официально какие-либо негативные последствия для природы и людей, как водится, отрицались» (Алексеенко И. Р., Кейсевич Л. В. Указ. соч.).

Однако мы немного отвлеклись. Вернемся к Куйбышевскому водохранилищу.

Изменение микроклимата окружающей среды Куйбышевского водохранилища

Создание крупного водохранилища оказало влияние на климат прибрежной части Среднего Поволжья: увеличилась скорость ветра, изменились температурный режим и влажность воздуха.

Микроклиматическим изменениям подверглась территория суши площадью около 7 тысяч квадратных километров, примерно половину которой составляют сельскохозяйственные земли. Здесь микроклиматические условия в вегетационный период стали благоприятнее, так как растения меньше подвергаются действию засух, суховеев и заморозков.

Некоторые ученые считают, что водохранилище не оказывает заметного воздействие на климат суши вдали от него. Эта точка зрения вызывает серьезные сомнения, учитывая экологические реалии, сложившиеся в акватории бассейна водохранилища. Другие же пишут о том, что расточительное водопотребление в промышленности и сельском хозяйстве региона привело к сокращению в последнее время годового стока Волги, и поэтому климат становится более засушливым.

Затопление берегов, заболачивание, абразионные и оползневые процессы

Затопление поймы привело к образованию многочисленных островов на месте бывших пойменных дюн (грив) и луговых террас. Так в Ульяновской области появились Банные, Головкинские и другие острова.

Возникшие обширные мелководья начали подтапливать окружающие земли. Подтопление — такое поднятие уровня грунтовых вод, которое нарушает хозяйственную деятельность человека. Его сущность заключается в изменении природных условий побережья, вызванных высоким уровнем грунтовых вод в связи с подпором со стороны водохранилища. В конечном итоге постепенно меняется облик ландшафта: уменьшается прирост древесины, местность заболачивается, ухудшаются физические свойства почв. На берегах всех волжских водохранилищ возник пояс постоянного сильного подтопления шириной от 50 до 200 метров. Ниже уровня воды в водохранилищах оказались районы жилой и промышленной застройки городов Энгельса, Сызрани, Хвалынска, Ульяновска и Казани, они отгорожены от них земляными дамбами. Из-за подъема уровня грунтовых вод (почти на метр) стали постепенно разрушаться фундаменты старинных зданий в центре Ульяновска.

В результате прилива внешних вод грунтовые воды выходят на поверхность. Выходя на поверхность, грунтовые воды образуют болота и солончаки, подтапливают сады и постройки. Площадь подтопленной территории на берегах Волжского и Камского каскадов достигает 225 тысяч гектаров, или 11,2% поверхности зеркала этих водоемов (Новиков Ю. В. Как здоровье, Волга? Куйбышев, 1985).

Продолжается заболачивание тысяч гектаров некогда плодородных пойм и лугов. А ведь болота, помимо всего прочего, служат очагами размножения комаров, в том числе и малярийных (об этом противомалярийные станции предупреждали еще в 50-е годы). Мелководье, теплая вода и илистое дно — отличные условия для ядовитых растений, что является опасностью для здоровья человека.

Снижение скорости течения реки, замедление водообмена и самоочищения

Из-за перегораживания Волги плотинами гидроузлов резко — примерно в 10 раз снизилась скорость течения, а на некоторых участках его почти не стало. По некоторым оценкам, на Средней Волге в летнюю межень скорости течения уменьшились от 0,8 до 0,2 метров в секунду (Родионов Г. А., Подоплелов Л. С. Волжско-Камский каскад гидроэлектростанций — основа комплексного использования водных ресурсов Поволжья. Саратов, 1983.).

Основной источник донных отложений Куйбышевского водохранилища — продукты размыва его берегов и ложа (затопленные острова), то есть органические вещества с затопленных сельскохозяйственных угодий и разлагающаяся наземная растительность, а также аллювиальные наносы, поступающие с водами притоков. По примерным подсчетам, из общего количества наносов 90% их теперь остается в водохранилище (в основном это песчанисто-серый и серый ил, а также заиленный песок).

Эколог И.П. Мирошников честно и откровенно высказал свое авторитетное мнение: «Первое и самое опасное явление — заиливание. Отложение ила в Волге самое интенсивное. Уже в 1979 г. были места, в которых ила на дне скапливалось по 6 м, если скорость заиливания осталась прежней, то в глубоких местах мы должны иметь сейчас по 7-8 м ила. Ну а поскольку самые большие глубины в нашей акватории доходят до 17–20 м, можно себе представить, что уже половина сечения Волги, по крайней мере, у правого берега, закрыта илом. А заиливание — это сероводородное заражение, в его зоне пропадает все живое».

Средний срок службы любого водохранилища, учитывая процессы заиления, по оценкам экологов, составляет 60 лет. Потом оно превращается в мертвый водоем.

«Конечно, широко разлившаяся вода и теперь производит впечатление, но больно вспомнить, что сделали с Волгой безответственные победные стройки. Сколько живых городов и сел ушло под воду, сколько погибло ценнейших пойм вдоль берегов реки и ее протоков, кормивших полстраны чистыми, без примеси ядов овощами. Прошли годы, угас энтузиазм, с которым дружно губили реку, наступило отрезвление. А Волга, между тем, превратилась в мертвую сточную канаву, пересекающую поперек всю страну. Уже никто не упоминает о вобле, судаке, леще, стерляди, еще недавно в изобилии водившихся в чистых холодных водах. По вечерам не слышны всплески играющей рыбы, только в полной тишине то тут, то там сносит течение перевернутые вверх брюшком, отравленные, пропитанные нефтью, разлагающиеся тушки рыб» (Бурдин Е. А. Указ. соч.).

Таковая экологическая трагедия Куйбышевского водохранилища, которая усугубляется от года к году. Образно говоря — это мина замедленного действия, которая ржавеет год от года, и, которая когда-нибудь взорвется так, что последствия для наших потомков даже трудно себе будет представить.

К таким последствиям привел сталинскиий проект «Большая Волга» по построению в тылу СССР военно-промышленного комплекса, который необходимо было снабжать электричеством. Ради этой безумной идеи Волга была принесена в жертву.

Однако это еще не окончание Волжской трагедии. На земле когда-то великолепного Царицына была построена Волжская ГЭС с сооружением Волгоградского водохранилища.

Но об этом — в следующий раз.

(Продолжение следует.)

Помочь! – поддержите авторов МПИКЦ «Белое Дело»