Поделиться:
10 февраля 2018 13:03

Морские стрелковые подразделения Белых армий на Восточном фронте в 1918 – 1920 гг.

В годы Гражданской войны 1917-1922 гг. моряки принимали активное участие в боях с обеих противоборствующих сторон. Причем они воевали не только в составе флотов, флотилий и отрядов кораблей, но и на суше. Если об участии в боях Гражданской войны сухопутных отрядов красных моряков написано достаточно много, более того, «красный революционный матрос» стал одним из стереотипов в восприятии Гражданской войны широкими массами, то о морских частях, воевавших на стороне антибольшевистского лагеря неизвестно практически ничего.

В настоящее время, на основе архивных документов и воспоминаний участников событий, удалось разобрать историю двух подразделений – Отдельной бригады морских стрелков и Отдельном морском учебном батальоне, действовавших на территории, подконтрольной Всероссийскому правительству адмирала А.В. Колчака.

 

Отдельная бригада Морских стрелков

12 декабря 1918 г. Верховным Правителем России и Верховным Главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами России адмиралом А.В. Колчаком был издан приказ № 73, который гласил:
1. Из команд Речной Боевой флотилии сформировать в составе Морведа стрелковую бригаду шестибатальонного состава – «Отдельную бригаду Морских стрелков»
2. Формирование производить последовательно, начиная со штаба бригады и двух батальонов и произвести дальнейшее формирование после обучения двух батальонов, причем порядок формирования должен быть таков, чтобы части были постоянно боеспособны.
3. Снабжение и пополнение команды Речной Боевой флотилии до состава двух батальонов Морских стрелков произвести из Военведа. 4. Предоставить командиру Отдельной бригады Морских стрелков права начальника дивизии.

По штатам, при каждом батальоне должны были быть следующие части: специальная рота, пулеметная команда, команда связи, подрывная команда, перевязочный пункт, нестроевая команда, учебная команда. Всего в бригаде предполагалось иметь 75 офицеров, 8 военных чиновников, 1496 солдат и 207 лошадей. В состав Бригады вошла часть личного состава Речного боевого флота Народной армии КОМУЧа, действовавшего летом-осенью 1919 г. на реках Волге, Каме и Белой. Командиром бригады был назначен контр–адмирал Г.К. Старк, помощником командира – капитан 2 ранга П.В. Тихменев.

12 декабря приказом Управляющего Морским министерством контр-адмирала М.И. Смирнова № 29 для бригады была установлена форма одежды защитного цвета, по образцу пехотных частей, но с рядом отличий. На левом рукаве носился вышитый якорь синего цвета. Офицеры носили погоны флотского образца с вышитыми литерами «М. С.» приборного цвета с накладной медной арматурой, изображающей либо – две скрещенные винтовки (для офицеров Морских Стрелков), либо две скрещенные пушки (для офицеров Морских Стрелков – артиллеристов).
Унтер–офицеры и рядовые должны были носить на погонах черные буквы «М. С.». Офицерам полагалось носить оружие флотского образца (т. е. кортик), но допускалось ношение и шашек.

Погоны Морских стрелков:
1. Капитан 2-го ранга;
2. Старший лейтенант артиллерист;
3. Лейтенант;
4. Мичман;
5. Фельдфебель;
6. Младший фейерверкер;
7. Старший унтер-офицер;
8. Бомбардир.

К 23 марта 1919 г. в бригаде были укомплектованы 2 батальона и команда связи Штаба бригады, сформированные в Красноярске. В первом батальоне по спискам числилось 1050 человек, во втором - 521. Всего по спискам в бригаде числилось 1637 человек рядового и унтер – офицерского состава, из них 236 добровольцев, остальные- мобилизованные.

Причем заявления с просьбой о зачислении в бригаду подавали самые разные люди, от офицеров флота до учеников Учительской семинарии и гимназистов. Из списков личного состава видно, что бригада была морской лишь по подчиненности Морскому министерству и названию. Моряки занимали в ней лишь штабные и командные должности, вплоть до уровня ротного командира.

Основную же массу командиров составляли сухопутные офицеры разных родов оружия. Постановлением Совета Министров Всероссийского Правительства А.В. Колчака № 85 от 10 января 1919 г. был учрежден Корпус морских стрелков. В соответствии с «Временным положением об офицерах Корпуса Морских стрелков», офицеры сухопутных войск при поступлении в части морских стрелков переименовывались в морские чины.

Третий и четвертый батальоны бригады были сформированы в апреле - мае 1919 г. Местом формирования третьего батальона, была назначена Пермь, четвертого – Уфа.

 

Морской стрелок 1-го батальона бригады. Май 1919 г.
Одет в сухопутную форму: летняя фуражка (из лёгкого материала), рубаха и брюки защитные из молескина. Кожаные подсумки, фляга в защитном чехле и нагрудный брезентовый патронташ упоминаются в ведомостях среди снаряжения, выданного на весь состав бригады. Отличительные знаки бригады: чёрные погоны с жёлтой шифровкой «М.С.», жёлтыми перекрещёнными ружьями и якорь на рукаве, вышитый синими нитками на куске защитной ткани — подобный тому, что в годы Первой мировой войны носили морские части на сухопутных театрах военных действий.

С 23 декабря 1918 г., по 14 марта 1919 г. в составе бригады находился бронепоезд, вооруженный одним 75 мм и тремя морскими 3” орудиями. Бронепоездом командовали: капитан 2-го ранга П.П. Феодосьев (с 23.12.1918 по 30.01.1919 г.), лейтенант Н.Н. Гакен (с 30.01. по 14.03.1919 г.). 14 марта бронепоезд был передан Военному ведомству (без личного состава, орудий и боезапаса).

Стрелковое оружие для двух батальонов бригады было выделено союзниками - французами, но из 1700 винтовок бригада получила лишь 1660, из них много учебных и сломанных.

Первоначально организация бригады предусматривала тесное взаимодействие ее с Речной боевой флотилией, сформированной из вооруженных пароходов для действий на Каме, даже размещение части обоза на плавсредствах, но в итоге, бригада действовала как самостоятельная сухопутная часть, лишь время от времени – совместно с флотилией.

Впрочем, в документах упоминаются и «Морские стрелки Речной боевой флотилии», в частности 24 мая 1919 г., согласно приказанию командующего Речной боевой флотилией был утвержден временный штат артиллерийского взвода при 1-ом батальоне Морских стрелков Речной боевой флотилии.

Комплектовалась морскими стрелками также Комендантская полурота Нижней опорной базы флотилии, а значит, вполне можно предположить, что и другие вспомогательные подразделения также комплектовались ими. В мае 1919 г. к Штабу бригады был прикомандирован пароход «Удалый» (командир – мичман Сивов).

На сегодняшний момент о боевых действиях бригады известно достаточно мало. 1-й батальон был выдвинут на фронт в середине апреля 1919 г. (перед выдвижением ему был вручен знаменный флаг). Батальон был разделен на две части – 3 его роты вошли в состав Западной армии, 1 рота – в состав Сибирской армии. 2-й, 3-й и 4-й батальоны, по свидетельству Н. Г. Фомина, «…действовали вне связи со штабом бригады в двух различных армиях».

В июне 1919 г. 1-й и 4-й батальоны числились приданными Сибирской армии, в своем составе они насчитывали 930 штыков, 4 пулемета и одно трехдюймовое орудие.

24 июня 1919 г. Отдельная бригада Морских стрелков была переформирована в дивизию и по штатам была приравнена к Сибирской стрелковой дивизии. 28 июня был отдан приказ о формировании при дивизии Морской артиллерийской бригады в составе двух легких артиллерийских дивизионов, шести легких батарей двух четырехорудийных 6-ти дюймовых тяжелых батарей, восьми пулеметных взводов и одного артиллерийского парка.

 

Офицер-артиллерист дивизии Морских стрелков. Начало осени 1919 г.
Одет во французское обмундирование колониального образца (цвета хаки), которое начало поставляться в августе-сентябре 1919 г. О его бывшей принадлежности к Российскому императорскому флоту свидетельствует чёрная фуражка, которую он предпочитает носить вместо предписанной защитной. Погоны золотого галуна с чёрными просветами и кантами; на них золотая шифровка «М.С.» и скрещённые пушки. Не имея кортика или шашки, он в соответствии с приказом по дивизии от 27 сентября 1919 г. получил бебут.

Однако 20 июля выходит приказ Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего № 658. В этом приказе предписывалось сформировать Управление начальника артиллерии дивизии и отдельный артиллерийский парк. Артиллерию предписывалось иметь в следующем составе: легкий трехбатарейный дивизион (батареи четырехорудийные), отдельная гаубичная или тяжелая батарея (четырехорудийная). Недостающие предметы артиллерийского, инженерного и интендантского снабжения предполагалось взять из соответствующих управлений Военного ведомства. Местом формирования артиллерии был назначен г. Бийск. Формирование должно было закончиться к 31 августа 1919 г.

В июле, после отступления от Перми, дивизия в «достаточно потрепанном» состоянии была сведена воедино и получила самостоятельный участок фронта в составе Северной группы Сибирской армии. Во время тяжелых боев июля – августа дивизия потеряла практически весь личный состав. 3 августа вышел приказ начальника Штаба Верховного Главнокомандующего о сформировании из остатков частей дивизии Егерского батальона и придании его ко 2-й армии. Но приказ этот был отменен, и в середине сентября дивизия была переформирована в Новониколаевске.

 

Формы одежды Отдельного учебного батальона (Морского учебного полка):
1,2 – форма британской армии, использовавшаяся в батальоне;
3 – с французской шинелью;
4 – форма нового образца, принятая в военно-морских силах Востока России и использовавшаяся при сформировании Морского учебного полка.

Перед падением Омска (14 ноября 1919 г.) дивизия выдвинулась на фронт, не успев закончить формирование. В этот период (ноябрь – декабрь) дивизион артиллерии морских стрелков находился в Барнауле. Составлял он около 12-16 легких орудий английского образца. Командовал им полковник Саенко. Он участвовал в обороне города от красных партизан 6-9 декабря.

Во время отступления осенью 1919 – зимой 1920 гг. дивизия находилась в арьергарде, с честью прошла Сибирский ледяной поход. К моменту подхода к озеру Байкал (конец февраля 1920 г.) в составе дивизии осталось лишь около 300 человек, после чего она была влита в другую часть, и перестала существовать как самостоятельное подразделение.

1 февраля 1920 г. приказом Главнокомандующего всеми вооруженными силами Дальнего Востока и Иркутского военного округа генерал-лейтенанта атамана Г.М. Семенова за № 116 все управления, учреждения и части Морского министерства Всероссийского правительства адмирала А.В. Колчака были расформированы.

 

Отдельный Морской учебный батальон

Отдельный морской учебный батальон начал формироваться в Омске 4 августа 1919 г. Он насчитывал 1694 человека рядовых и унтер–офицеров и до 70 офицеров. «В состав его вошли команды кораблей 1-го и 2-го дивизионов боевых судов, комендантская команда Главной базы и рабочие Ижевского ружейного завода».

Командовал им капитан 2-го ранга П. В. Тихменев (до революции служивший в Гвардейском Флотском экипаже). Ротными командирами были: старший лейтенант В. Г. Гессе, старший лейтенант И. М. Де-Кампо Сципион, лейтенант Г. А. Мейрер и др.

 

Стрелок Морского учебного батальона. Август 1919 г.
Одет целиком в английское полевое солдатское обмундирование (service dress) обр. 1902 г. (фуражка обр. 1905 г.) и имеет английское тканевое снаряжение обр. 1908 г. Согласно воспоминаниям лейтенанта Г.А. Мейрера, огромные английские ботинки вначале набивали ноги стрелкам, непривычным к долгим пешим переходам. Погоны чёрные, без шифровки, они были пошиты всем стрелкам батальона за одну ночь, перед смотром и отправлением на фронт. Якорь на рукаве — особого рисунка (приложенного к запросу Мейрера от 31 июля 1919 г.), вышит чёрной нитью на куске защитной ткани. Мейрер вспоминал, что в дополнение к этой форме стрелки получили серо-голубые французские шинели.

27 августа Верховный Правитель адмирал А.В. Колчак произвел смотр батальону и остался очень доволен его внешним видом. В начале сентября батальон был выслан на фронт и первоначально поступил в резерв 3-й армии, а с 4 сентября он стал подчиняться командиру Уфимской группы генерал-майору С.Н. Войцеховскому.

Практически все время батальон находился в боях. Наиболее тяжелые бои моряки выдержали 10 сентября в районе деревни Поломская, в ночь с 10 на 11 сентября в селе Дубровное. В этом бою геройски погибли: командир батальона капитан 2-го ранга П. В. Тихменев, один из ротных командиров – старший лейтенант И.М. Де-Кампо Сципион, 12 офицеров, а также 18-летний доброволец Олег Заварин.

К концу октября в батальоне осталось лишь несколько десятков человек, после чего, приказом от 23 октября в Омске он был переформирован в двухбатальонный полк. Из Омска полк выступил 13 ноября в направлении Новониколаевска. На следующую ночь Омск был взят красными.

Во второй половине января 1920 г., участвуя в Сибирском Ледяном походе, Морской полк вышел из тайги в районе Братского Острога. Командир полка полковник В.Д. Песоцкий вступил в переговоры с командованием 1-й Братской партизанской дивизией, с целью добиться разрешения дальнейшего беспрепятственного движения полка в направлении Иркутска. Эта же информация подтверждается и оперативными сводками красных.

Такое разрешение было получено, т. к. положение красных партизан в этот период, несмотря на их численное превосходство, было довольно шатким. Дальнейший путь полк продолжил под конвоем из партизан, сохраняя при этом вооружение. Через некоторое время делегация от полка была послана в Иркутск для переговоров с Д.Е. Зверевым, командующим Восточно-Сибирской советской армией. От него было получено разрешение на дальнейшее движение в сторону Иркутска, но при этом большая часть оружия и боеприпасов подлежала сдаче.

Как только оружие было сдано, со стороны красных партизан начались акты мародерства в отношении имущества чинов полка. Вскоре командир полка со своим заместителем отбыли в штаб 5-й Красной армии (и впоследствии перешли на сторону красных), а командование полком было передано старшему лейтенанту Д.Н. Федотову. Под его командованием остатки полка продолжали двигаться к Иркутску. В Иркутске все чины полка были посажены в тюрьму, из которой они были освобождены с большим трудом, стараниями того же Д.Н. Федотова. По свидетельству современников, «…только чудо и хладнокровие спасло Д.Н. Федотова и его офицеров от расстрела».

После этого Морской полк прекратил свое существование, а большая часть его чинов, вскоре вновь была арестована органами ЧК уже в индивидуальном порядке, после чего их судьбы сложились по-разному.

Подводя итоги, нужно отметить, что немногочисленные морские части, воевавшие на суше, показали себя весьма боеспособными. Этому способствовала сплоченность, корпоративность и приверженность флотским традициям офицеров, командовавших ими.

На наш взгляд, несмотря на не очень долгое время своего существования (особенно это касается Отдельного морского учебного батальона) эти части сыграли видную роль в вооруженных силах Белых армий в Сибири.

 

Источник: Military History
Источник: «Доброволецъ»