Тульская дивизия в Острогожске
Совсем недавно прекрасным воронежским историком И.В. Скородумовым, автором подробного исследования «Как казаки Воронеж брали», были опубликованы воспоминания адъютанта 3-го Тульского полка 1-й Тульской пешей добровольческой дивизии М.В. Кобякова, проясняющие многие моменты в истории этого формирования. Описание боевого пути Тульской дивизии в мемуарах Кобякова оканчивается главой «Острогожск – дальнейшая судьба Тульской дивизии», в которой почему-то обойден вниманием такой интересный сюжет, как смотр дивизии в Острогожске Командующим Донской армии генералом В.И. Сидориным. Благодаря одной публикации в Белой прессе сегодня у нас есть возможность восполнить и этот пробел.
Офицеры Тульской дивизии
В Острогожске
Поезд Командующего армией 12 сентября в 10 часов прибыл на станцию П. После совещания в вагоне с командиром № корпуса и другими начальствующими лицами стоящих на фронте частей, генерал-лейтенант Сидорин на автомобиле отбыл в г. Острогожск и далее на позицию для осмотра частей.
Прибыв в г. Острогожск около 16 часов, Командующий армией, после принятия докладов от начальствующих лиц № дивизии, остался в городе на ночлег.
По беглому осмотру г. Острогожск носит следы пребывания в нем 5 дней тому назад красных.
Жители ходят понуривши головы, людей на улице немного.
Красные во время своего пребывания в Острогожске устроили страшный террор. Особенно они усилили чрезвычайные карательные меры перед своим уходом. Вся интеллигенция была взята на учет. Бывшие офицеры расстреливались ежедневно по прихоти комиссаров. В Острогожске находился бежавший из Воронежа после взятия его ген. Мамонтовым штаб 8 армии и 5 пехотных полков. Вступление наших войск в город было настолько неожиданным для красных, что они не успели даже взять заложников и увезти свои семьи. Накануне отхода, в полках у красных были митинги, на которых выносились резолюции о немедленном прекращении войны и оставлении города без боя. Красные оставили город ночью.
В мирное время этот город был чистый и благоустроенный. Теперь он страшно запущен, улицы грязны, на дорогах валяются неубранные трупы лошадей и собак.
До прихода казаков дороговизна в городе на предметы первой необходимости была очень высокой: стоимость пуда муки доходила до 1000 руб. С приходом казаков жизнь постепенно стала входить в обычную колею и стоимость пуда муки понизилась до 300 руб.
Смотр дивизии и частей на фронте.
13 сентября Командующий Донской армией произвел смотр Добровольческой дивизии, прибывшей с корпусом генерала Мамонтова.
Дивизия состоит из офицеров и солдат-добровольцев, служивших почти без исключения в красной армии. Все они добровольно пришли с ген. Мамонтовым сражаться против большевиков. Солдаты в большинстве случаев Тульской и Тамбовской губ., но есть и других губерний: Виленской, Московской, Самарской, Казанской, Орловской и даже Вятской губ. Офицеры и солдаты в дивизии всех родов оружия. Многие из них украшены георгиевскими крестами. Почти все они служили в разных частях старой русской армии и участвовали в Европейской войне. Встречаются офицеры с законченным высшим образованием. С дивизией пришло много врачей, сестер милосердия, гимназистов старых классов Воронежской и Елецкой гимназий, кадет и юнкеров; все они изъявили желание служить добровольцами, а некоторые пожелали идти в военные училища и кадетские корпуса.
В составе дивизии прибыло много общественных деятелей, бывших членов Государственной Думы, архимандрит и священники.
Сейчас при дивизии издается своя газета под названием «Походная газета» – редактирует ее Д. Тамбовцев, сотрудники – преимущественно с высшим образованием.
Из опроса солдат выяснилось, что дивизия принимала участие во взятии г. Воронежа. Она входила в состав отряда ген. Постовского. На улицах города ей пришлось вести упорный бой с красными. Каждая улица была забаррикадирована, и коммунисты оказывали сильное сопротивление.
Командный состав корпуса ген. Мамонтова свидетельствует о доблести офицеров и солдат дивизии, проявленной ими в боях в г. Воронеже и под г. Коротояком на переправах через Дон. В боях из состава дивизии убито несколько генералов и много офицеров.
В общем, благодаря большому составу офицеров, кадровых фельдфебелей и унтер-офицеров и солдат, сознательно вступивших в ряды, дивизия представляет мощную боевую единицу.
Для смотра дивизия построилась в резервной колонне на городской площади. Все чины дивизии, как офицеры, так и солдаты, несмотря на сделанные ими громадные переходы и бои, выглядят отлично. Все одели погоны и другие знаки отличия.
Под звуки оркестра Командующий Донской армией, здороваясь с полком и командами, обошел фронт дивизии. На все задаваемые вопросы генералом Сидориным солдаты отвечали бодро и уверенно. Особенно бойко отвечали 18-летнии добровольцы, бывшие красноармейцы.
На вопрос, почему они служили в красной армии, они, улыбаясь, отвечали: «Товарищи мобилизовали».
Командующий армией обратился к дивизии со следующей речью:
«Я прибыл к Вам для того, чтобы благодарить Вас за порыв и желание быть с нами. После 4-х летней страшной войны с нашим заклятым врагом немцами, на территории измученной и обесчещенной нашей Родины, мы ведем уже почти 2 года войну против кучки комиссаров, так преступно вырвавших власть у народа. Россией правит кучка преступников-комиссаров и инородцев. Вы сами испытали, что они, вместо обещанной свободы и земли, дали Вам голод и нищету. Они разорили достояние Великой России и русский народ привели к пропасти.
Когда Вы поживете здесь с нами, вы увидите, что здесь у нас куется подлинная свобода и государственная жизнь. Спросите у любого казака и он Вам скажет, за что Дон проливает кровь, так как он знает, за что борется. На Дону и есть истинная свобода, основанная на принципах народоправства.
Вы теперь убедились сами, как первоначальная горсточка храбрецов, оставшихся верными Родине, истинных поборников свободы, теперь у себя насчитывает не полки, а армии, растущие с каждым днем, по мере продвижения вперед.
Я слышал от ваших начальников, как Вы доблестно вели себя в походе и в боях. Вы уже себе создали славу. Я низко кланяюсь перед вами и от лица Единой России Вас благодарю.
Враг сломлен, он напрягает свои последние силы. Вы слышите – это он расстреливает свои последние снаряды.
Его нам осталось добить.
Вас ждет весь север России, как желанных гостей.
Я вас призываю к окончательно победе. Вперед! Вперед! За счастье поруганной нашей Родины, за восстановление могущественной Великой, Единой, неделимой России.
Россия будет великой и еще более могущественной, чем была.
За Великую Единую Россию! Ура!»
В ответ на это послышалось громогласное «ура».
Все, как один, они пожелали, как можно скорее наступать на север с целью освобождения от тирании большевиков Русской земли.
Начальник дивизии провозгласил здравицу в честь вождя Донской армии генерал-лейтенанта Сидорина, покрытую долго несмолкаемым «ура».
Пройдя церемониальным маршем, дивизия была разведена по квартирам.
На площади к началу смотра собралась масса народу. Комендатуре пришлось употребить много усилий, чтобы удержать эту массу, которая двинулась за вождем Донской армии.
После ухода дивизии, граждане Острогожска окружили тесным кольцом генерала Сидорина и впивались в него глазами. У многих на глазах стояли слезы. На все интересующие их вопросы, генерал-лейтенант Сидорин им отвечал. Он призывал их сплотиться, способным носить оружие взяться за винтовки и общими силами гнать врага.
Вся масса народа громкими криками "ура" провожала Командующего армией, на автомобиле отправившегося на позицию в Коротояк.
И.М.
Газета «Донские ведомости» №213, 1 октября 1919 г.