АГЕНТ ВЧК НА ПАРОХОДЕ «ИРТЫШ»
История эта произошла в далеком 1919 году, 23 августа, 102 года назад. Известна она под названием «Восстание на пароходе «Иртыш». История изложена со слов масленщика парохода Григория Виноградова уральским писателем Павлом Бажовым в изданной 1932 году книге «Восстание на пароходе «Иртыш». П. Бажов приобрел известность позднее, после публикации уральской сказки «Малахитовая шкатулка» в сборнике сказов «Уральские сказы» вышедшем, в 1939 году. За что в 1943 году был удостоен Сталинской премии 2-й степени. Г. Виноградов, по свидетельству супруги скоропостижно скончался в 1928 году (см. приложение 1), недожив 4- х лет до выхода издания.
Впоследствии книгу переиздали в 1957-м году, издана повесть Новосибирским издательством, «…повесть перекроили, имя автора напечатали неправильно – вместо Григорий написали Георгий» - отозвалась на издание Г. Виноградова супруга Григория (см. приложение 1) [8].
Итак, придерживаясь изложенной версии, опубликованной после смерти Г. Виноградова, а позднее освященной в статье «Пароход, ставший легендой» [1,2], основываясь и на других источниках приведенных в списке библиографии [3-5]. Можно кратко обрисовать произошедшие события на борту парохода.
Александр Водопьянов, попавший на пароход «Иртыш» по принудительной мобилизации с первых дней своего пребывания на пароходе занялся организацией восстания, которое произошло в ночь на 23 августа 1919 года. Еще до падения Тюмени и занятия ее Красной армией, перед Белой армией возникла угроза обхода ее по рекам Тавде и Тоболу на Тобольск и Омск с тыла. Белое командование вооружило в Омске пароходы «Иртыш» и «Александр Невский», а так же моторные катера и погрузило на них десант. Флот был направлен на Тавду и Тобол, чтобы создать там пробку и дать возможность подготовиться главным силам Белой речной флотилии, успев погрузить на них военное имущество с камского флота.
На Пароходе «Иртыш» белый десант состоял из двух офицеров, 20 добровольцев и десяти мобилизованных.
Для справки: по информации, представленной, в Тюменском краеведческом музее пароход был построен в 1885 году. Длина - 65,5 м; ширина без кожухов колес - 8,41 м; осадка -1,5 м. Машина мощностью 480 л.с, скорость - 11 узлов. На него было установлено вооружение – одно английское орудие 75-мм пушка, четыре станковых пулемета и три бомбомета, см. рис.1.
Командир орудия А. Водопьянов проводил беседы с членами экипажа парохода, масленщиком – комсомольцем Г. Виноградовым, помощником машиниста С. Н. Ларькиным, лоцманами М. П. Аксариным и А.П. Зубаревым, штурвальным Плюсниным, матросом Н. Балакиным и кочегаром В. Кориным, капитаном судна Александром Федоровичем Норицыным. Ближайшими помощниками Водопьянова стали капитан Норицын, масленщик Виноградов и лоцман Зубарев.
Рисунок 1. Фото, модель парохода «Иртыш»
Из воспоминаний помощника машиниста «Иртыша» С. Н. Ларькина: «…после прихода 10-11 июня 1918 года в Омск пароходов «Иртыш» и «Александр Невский» с верхнего плеса на судно пришел белый офицер с двумя солдатами, потребовал капитана. По прибытии капитана Нарицына объявил, что судно со всем экипажем мобилизовано в белую армию. На базе его будет создаваться военная речная флотилия для борьбы с Красной армией... Офицер оставил приказ…, откозырнул и ушел. В пакете было распоряжение немедленно следовать в затон - «Загородная роща для вооружения», экипаж парохода был 29 человек. Пароход вооружался в затоне. Работавшие в подполье, в затоне большевики вместе с Водопьяновым среди команды провели большую политическую работу... Они сумели организовать боевую группу для подпольной работы на судне».
К середине августа части Красной армии вышли на реку Тобол, вышеуказанная группа стала продумывать возможность по сдаче парохода большевикам, с этой целью стали составлять план действий. Началась подготовка к восстанию. И вот подходящий момент настал, рано утром 22 августа Водопьянов обнаружил, что пароход «Александр Невский» ушел, он стал интересоваться, куда делся пароход. Обратившись к одному из двух офицеров, получил ответ, что пароход ушел на Тобол, т.к. Красная армия потеснила фронт от Тюмени и необходима поддержка флота (сорвать переправу красных на правый берег реки). Пароход «Иртыш» стоял на рейде реки Тавды, наступила ночь, пар в котлах поддерживался с готовностью в любой момент сняться с якоря и дать полный ход.
В ночь на 23 августа 1919 года заговорщики обезоружили часовых, а офицеров и десант заперли в трюме. Водопьянов сказал «…Товарищи! Мы захватили корабль. Но в любую минуту может появиться «Александр Невский», и тогда нам всем придется трудно. Поэтому надо, не теряя времени, идти через фронт к красным». Спустив трехцветный Андреевский флаг и подняв на судовой мачте красный флаг (по воспоминаниям красную рубаху), восставшие направили пароход через линию фронта и присоединились к красноармейцам. На реке Тавде у деревни Смирновой совместно с наступающим 455 полком 51-й дивизии красных пароход (25 августа) вступил в бой с флотилией белых войск, во главе стояли пароходы «Александр Невский» и «Тюмень». «Тюмень» смогла уйти от нападения, а «Александр Невский» с полным вооружением попал в плен.
По официальной версии, принятой в советское время в этом бою погиб матрос – большевик Александр Водопьянов. Он был похоронен в селе Иевлево Ярковского района Тюменской области на берегу Тобола.
Исследователь, полковник ФСБ в отставке, тюменский историк-краевед, кандидат исторических наук А.А. Петрушин работая с ранее недоступными по идеологическим и режимным требованиям документами, установил, что восстание не носило форму идеологической борьбы народа за советскую власть, а было организованно чекистами. Это и не удивительно, т.к. гражданская война в советское время рассматривалась как высшее проявление классовой борьбы, а не как национальная трагедия.
Белые войска занимали господствующее значение в Обь-Иртышском речном бассейне. Можно предположить, что наступающие на Тобольск большевики в органах ВЧК разрабатывали план по внедрению в экипажи диверсантов с целью агитационно-идеологической работы в белом тылу, в том числе с экипажами судов, побуждая к подрыву судов и захвату плавсредств.
Как отмечает А.А. Петрушин, в статье «Именем «Госпара» [6], «..Сиббюро ЦК РКП(б) и Особый отдел ВЧК 3-й армии внедрили в команду колесного буксирного парохода «Иртыш» под видом мобилизованного военного моряка Водопьянова потомственного 19-летнего выпускника Рыбинского речного училища Константина Александровича Вронского. Его молодость не вызвала удивления. Командующему красной Волжской военной флотилией, недоучившемуся студенту Петроградского политехнического института Петру Смирнову, исполнилось тогда 22 года….. Первоначально планировалось, что Вронский-Водопьянов выведет из строя двигатель парохода или подорвет артиллерийский боезапас. Такого рода диверсия готовилась еще на Каме по уничтожению английской канонерки «Кент». Но там заговор был раскрыт контрразведкой белых….».
А.А. Петрушин установил, что боестолкновения «Иртыша» с флотилией белых войск на реке Тавда, не было «…находившегося на «Александре Невском» начальника 1-го дивизиона Обь-Иртышской флотилии капитана 2-го ранга Гутана при появлении «Иртыша» ввели в заблуждение развевавшийся на судовой мачте андреевский флаг и погоны на переодетых в белогвардейскую форму красноармейцах. Пароходы сблизились бортами, а затем – абордаж» [6].
Вронский-Водопьянов, так и не раскрыл перед экипажем парохода «Иртыш» своего настоящего имени. Экипажу сообщили, что Водопьянов погиб от коварного выстрела в момент короткой рукопашной схватки, когда переодетые красноармейцы брали на абордаж пароход «Александр Невский». Дополнительно сообщили, что он был похоронен в братской могиле в селе Иевлево вместе с ранее погибшими красноармейцами. То, что нет отдельного захоронения Вронского, свидетельствует и официальный ответ Тюменского военного комиссариата, датированный 1964 годом (см. приложение 2). Совершенно понятно, когда хоронят 6 неизвестных в общей могиле, но неясно, зачем это делают вместе с «героем», чьим именем назвали пароход? Ответ на поставленный вопрос получен позднее, не было матроса-большевика Александра Водопьянова, павшего в бою, а был чекист Константин Вронский, выполнивший поручение и преступивший уже к новому заданию от ВЧК. А именно «…под видом окончившего с отличием в ноябре 1917-го вторую Омскую школу прапорщиков Константина Карасева внедриться в отдел контрразведки бригады генерал-майора Ивана Красильникова и выяснить речные маршруты эвакуации кладовых Омского государственного банка», но это уже другая история.
Как установил, А.А. Петрушин «…После подавления в Сибири мятежей и крестьянских восстаний Дзержинский, возглавлявший тогда одновременно ВЧК-ГПУ и наркомат путей сообщений, счел более разумным использовать Вронского по его первому профессиональному предназначению - речному... Дальнейшая жизнь Константина Вронского сложилась трагически. Капитаном парохода «Катунь» он участвовал в знаменитой Карской экспедиции - экспортно-импортных операциях Северным морским путем через устья Оби и Енисея. В 1924-м, возвращаясь в Омск в конце навигации из Обской губы Карского моря, когда уже шла по реке шуга, он сильно простудился и скончался в Омской больнице... Похоронив мужа, Нина с грудной девочкой отправились к родителям в Тобольск и при переправе через только что замерший Тобол они провалились в полынью...» [6].
П. И. Рощевский, в монографии «Гражданская война в Зауралье» [7], предположил, что целью секретной речной экспедиции белых по Тоболу и Тавде была высадка десанта в глубоком тылу красных. С целью захвата железной дороги на Туринск-Ирбит-Екатеринбург, с предполагающимся последующим окружением красных частей 29-й и 51-й стрелковых дивизий 3-й армии, наступавших по направлению Ялуторовска и Тобольска.
Сорвать план адмирала Колчака по поддержке сухопутных сил белых судами Обь-Иртышской речной флотилии удалось, в том числе и благодаря организованному ВЧК мятежу на пароходе «Иртыш» и захвату парохода «Александр Невский».
После захвата красными, пароход «Александр Невский» приказом по второй бригаде 51 дивизии был переименован в «Водопьянов», а затем в «Карл Маркс». 4 сентября 1919 года на Иртыше в 20 верстах к северу от Увата пароход «Карл Маркс» встретился с двумя пароходами Белой флотилии, это были «Алтай» и «Мария». Был атакован и затонул.
Пароход «Иртыш», практически сразу переименовали в «Спартак», а в 1935 году по результатам успешного завершения навигационного плана переименовали в «Ударник», в 1960 году пароход был списан и разобран в металлолом.
Восстание на пароходе не носило идеологической классовой борьбы, как это представлялось ранее в советский период. И это не удивительно, в советское время произошла мифологизация событий, произошедших на пароходе «Иртыш» по причине формирования установок коммунистической партией СССР, связанных с навязыванием представлений о войне через призму классовой борьбы. И это происходило в течение почти 75-лет, при рассмотрении гражданской войны, по своему существу являвшейся национальной трагедией России. Несомненно, вина на большевиках лежит за развязывание этой войны, по причине насильственного захвата власти в результате октябрьского переворота, подписания позорного Брест - Литовского мирного договора и разгона всенародно избранного учредительного собрания.
Список литературы
- Виноградов Г., «Восстание на пароходе «Иртыш». Новосибирское книжное издательство, 1957 г.
- Советский Иртыш. Изд-во газеты «Омская правда», 1979 г.
- «Речной транспорт» за 50 лет Советской власти». Издательство «Транспорт», 1967 г.
- Головин В.Д., «История парового судоходства в Обь-Иртышском бассейне». Изд-во газеты «Советский Иртыш», 1947 г.
- Кондратьев Н., «Маршал Блюхер». Военное изд-во Министерства обороны СССР. М.: 1965 г.
- Петрушин А., Именем «Госпара» // Родина. – 2009. – №11. – С. 123-129.
- Рощевский П.И., «Гражданская война в Зауралье». Средне – Уральское книжное изд-во. Свердловск, 1966 г.
- Книга-сборник №10, Письменные и изобразительные источники. Архив «Центр исторического наследия и патриотического воспитания» ОИВТ (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ».
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3. Вид на р. Иртыш, город Омск, 1919 год.